Преподобный
Максим Грек — русский афонец
Преподобный Максим
родился около 1480 года в городе Арто,
близ Эпира, в благочестивой, богатой и
знатной семье греков Мануила и Ирины.
Первоначальное образование он получил
дома, а затем для завершения образования
отправился в Европу, так как Греция в
то время уже находилась под властью
турок и об образовании в Греции думать
не приходилось. Сначала преподобный
Максим обучался в Парижском университете
у своего знаменитого соотечественника
профессора университета Иоанна
Ласкариоса. Затем для изучения древних
языков он отправился сначала в Венецию,
а затем во Флоренцию.
Окончив образование,
Максим отправился домой. Здесь перед
ним открывалась блестящая карьера, но
неожиданно для всех он принял решение
оставить мир и удалиться на Афон.
Неожиданным это решение было для людей,
мало знавших его, а для него самого оно
явилось естественным продолжением той
духовной работы, которая незримо
совершалась в нем. Большую роль в принятии
этого решения сыграли рассказы Иоанна
Ласкариоса о великих старцах-философах
Афона и его богатейших книгохранилищах.
Около 1507 года преподобный
Максим прибыл на Афон и вступил в братство
Ватопедской обители. Здесь в течение
десяти лет завершалось его истинное образование — образование
духа. В тиши келлии, в библиотеке, в
общении с великими и единонравными
старцами насыщалась его душа Божественной
мудростью, в аскетических подвигах
крепла и закалялась воля. Преподобный
Максим обрел на Афоне то, чего так жадно
искала и не находила его душа в храмах
земной мудрости, и мечтал только о том,
чтобы дни его земной жизни окончились
здесь, на этой благодатной земле. Однако
Господь судил иначе — иная земля ждала
его, и в иной обители суждено ему было
обрести вечный покой…
…Великий князь Московский
Василий Иоаннович обратил внимание на
хранившееся в его палатах громадное
собрание редких греческих рукописей,
накапливавшихся при дворе Московских
князей веками. Большинство из них не
были переведены на церковнославянский
язык. Великий князь направил на Афон
послов с просьбой прислать в Москву
умного мужа, который был бы в состоянии
просмотреть греческие рукописи. Выбор
старцев остановился на иноке Максиме,
и как тот ни противился, пришлось ему
принять благословение просвещать
далекую северную страну.
В сопровождении княжеских
послов Максим отправился в путь в
середине 1515 года и прибыл в Москву в
начале года 1518-го. В Москве его приняли
с радушием, а с митрополитом Московским
Варлаамом, мужем духовным и
ревностным пастырем, у преподобного
установились отношения теплые и
доверительные.
Первой книгой, которую
преподобный Максим перевел по просьбе
великого князя, была толковая Псалтирь.
Над ней преподобный Максим трудился
год и пять месяцев. Затем были другие
переводы и новое поручение великого
князя — исправление богослужебных
книг. Эта работа заняла немало времени.
В процессе работы прямой и искренний
афонит высказывал критические замечания,
вызывавшие острое недовольство
приверженцев старины. Однако великий
князь благоволил к ученому монаху, и
недруги его до поры таили свою неприязнь.
Пока митрополит Варлаам находился у
власти, все спорные вопросы решались к
обоюдному согласию. Но в 1521 году положение
при московском великокняжеском дворе
резко изменилось. Великий князь,
недовольный митрополитом, низвел его
с кафедры. Собором епископов, во всем
послушным великому князю, был поставлен
угодный Василию Иоанновичу митрополит
Даниил. Дело шло к разводу великого
князя с княгиней Соломонией, которая
почти за двадцать лет супружеской жизни
не смогла родить князю наследника…
…Вопрос о разводе
расколол придворное общество. Меньшинство
высказывалось против столь вопиющего
нарушения церковных канонов, но из этого
меньшинства лишь единицы нашли в себе
силы и мужество выступить открыто против
попрания заповеди Божией. Среди них был
и ученый грек, для которого правда Божия
была драгоценнее славы, богатства и
самой жизни. Митрополит Даниил, в угоду
князю благословивший развод и даже
обещавший взять грех на себя, теперь,
после смелого выступления преподобного
Максима, наконец-то получил возможность
припомнить ему все: и острые высказывания
о недостатках в церковной жизни, и
нелицеприятные высказывания о незаконности
поставления митрополита без благословения
патриарха Константинопольского, и
многое другое.
Неприязнь, зависть,
клевета, доносы — все это привело к
тому, что преподобного Максима заточили
в узы под лукавым предлогом: афонского
монаха, ученейшего богослова, обвинили
в ереси и умышленной порче бого-служебных
книг. Его отлучили от Святого Причастия
и заточили в подземелье Волоколамского
монастыря. Не озлобился он, не пал духом,
но продолжал свое главное монашеское
делание — молитву, и Господь поддерживал
его силы и его дух. На сырой темничной
стене начертал преподобный Максим углем
канон Утешителю Святому Духу, который
поется и читается в Церкви до сих пор.
Лишь в 1551 году преподобного
отпустили на покой под сень и покровительство
преподобного Сергия, в его Лавру. Здесь
он и почил в 1556 году, 3 февраля по н. ст.,
всеми почитаемый за святого страдальца.
По: Афонский
патерик. Т. 2 |