Каждый человек
нуждается в спасении
Нет иной такой близости
и взаимности, какая есть у души с Богом.
Бог сотворил разные твари — сотворил
небо и землю, солнце и луну, воды, деревья
плодоносные, всякого рода животных. Но
ни в одной из этих тварей не почивает
Господь. Всякая тварь во власти Его,
однако же не утвердил Он в них престола,
не установил с ними общения. Благоволил
же о едином человеке, с ним вступив в
общение и в нем почивая. Видишь ли в этом
сродство Бога с человеком и человека с
Богом? Как небо и землю сотворил Бог для
обитания человека, так тело и душу
человека создал Он в жилище Себе, чтобы
вселяться в теле его, как в доме Своем,
имея прекрасной невестой возлюбленную
душу, сотворенную по образу Его. Почему
и апостол говорит: Егоже дом мы есмы...
(Евр. 3, 6). Потому душа осмысленная и
благоразумная, обошедши все создания,
нигде не находит себе упокоения, как
только в едином Господе. И Господь ни
кому не благоволит, как только к единому
человеку. Как богатая девица, сговоренная
замуж, какие бы ни получала подарки до
брака, не успокаивается тем, пока не
совершится брачный союз, так и душа
ничем не успокаивается, пока не достигнет
совершенного общения в Боге…
Душа — дело великое и
чудное. При создании ее такой сотворил
ее Бог, что в естество ее не было вложено
порока. Напротив того, сотворил ее по
образу добродетели Духа, вложил в нее
законы добродетелей, рассудительность,
ведение, благоразумие, веру, любовь и
прочие добродетели, по образу Духа. Он
вложил в нее разумение, волю, владычественный
ум, воцарил в ней и иную великую
утонченность, соделал ее удобоподвижною,
легкокрылою, неутомимою, даровал ей
приходить и уходить в одно мгновение и
мыслию служить Ему, когда хочет Дух.
Одним словом, соделал ее такою, чтобы
сделаться ей невестою и сообщницею Его,
чтобы и Ему быть в единении с нею, и ей
быть с Ним в единый дух, как сказано:
прилепляйся Господеви един дух есть с
Господом... (1 Кор. 6, 17).
Адам, преступив заповедь
Божию и послушав лукавого змия, продал
и уступил себя в собственность диаволу,
и в душу, эту прекрасную тварь, облекся
лукавый. Душа называется телом лукавой
тьмы, пока в ней пребывает духовная
тьма, как и апостол, упоминая о теле
греховном и о теле смерти, говорит: ...да
упразднится тело греховное... и еще: кто
мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 6, 6;
7, 24). Душа не от Божия естества, и не от
естества лукавой тьмы, но есть тварь
умная, исполненная лепоты, великая и
чудная, прекрасное подобие и образ
Божий, и лукавство страстей вошло в нее
вследствие преступления.
Лукавый князь — царство
тьмы, вначале пленив человека, так облек
душу властью тьмы, как облекают человека,
чтобы соделать его царем и дать ему все
царские одеяния, чтобы от головы до
ногтей носил он все царское. Так лукавый
князь облек душу грехом, все естество
ее, и всю осквернил, всю пленил в царство
свое, не оставил в ней свободным от своей
власти ни одного члена ее, ни помыслов,
ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру
тьмы. Как в теле (при болезни) страждет
не один его член, но все оно всецело
подвержено страданиям, так и вся душа
пострадала от греха. Лукавый всю душу,
эту необходимую часть человека, этот
необходимый член его, облек в злобу
свою, то есть в грех. Таким образом и
тело соделалось страждущим и тленным.
Оковами тьмы связывают
(падшую) душу духи злобы, почему не может
она ни, сколько желает, любить Господа,
ни, сколько желает, веровать, ни, сколько
желает, молиться. Потому что со времени
преступления первого человека противление
и явно и тайно во всем овладело нами.
Преподобный
Макарий Великий
Грех умерщвляется
исповедью, слезами, осуждением себя,
ибо ничто так не губительно для греха,
как его обличение и осуждение с покаянием
и слезами. Не отчаивайся из-за грехов:
в грехе всего преступнее то, когда
остаются в грехе, и в падении всего хуже
то, когда лежат после падения.
Святитель Иоанн
Златоуст |