О жизни без Бога
Зло боится света, человеческого суда. Творящие зло любят пути
мрачные и беспросветные. Безбожники действуют из тьмы, не переставая заявлять: «Не наших рук это дело». Точно кроты, роющие под землей, но утверждающие обратное. Но ведь если кротов не видно, то норы
безобразно зияют.
Иногда человеку может показаться, что путь безбожников истинен:
вот, дескать, все им удается, и они умножают свое состояние. О, если бы
довелось ему увидеть финал этого пути.
Безбожник страшится скоропостижной смерти, вор-карманник боится взломщика, убийца трепещет меча. Гордый ужасается публичного
позора, клеветник — суда истины. С безбожником случается чаще всего
то, чего он опасается.
Даже тени деревьев наводят на безбожников какую-то жуть: они
представляются им вооруженными солдатами. Безбожник вздрагивает
при любом шорохе, ожидая прихода мстителя. В шуме леса слышится
ему позвякивание цепей, в птичьих трелях распознает он воинственные
кличи приближающихся охотников.
Трудно спорить с безбожным, разговаривать с безумным, убеждать
озлобленного, ибо не понимают они слов. Гораздо скорее убедишь их делами. Тем, кто хочет с вами спорить, сделайте доброе дело — и вы выиграете спор. Одно дело милосердия быстрее вразумит безумного, чем
многие часы бесед.
Безбожие, безумие и злоба приходят от невежества.
Последнее же подобно беснованию, которое лучше всего обуздывается
добродетелью. Если с безбожным будешь спорить по его же буйным правилам, то еще больше воспалишь его наглость, отрицающую всё и вся.
Если с безумным говоришь повышенным тоном, мрак безумия сгущается. Если злобного думаешь убедить гневом, то еще больше разжигаешь
огонь ненависти. Кроткое и благое дело — вот та вода, которой угашается весь этот пожар.
О Боге и людях. Святитель Николай Сербский.
|