Мы видели
звезду Его на востоке
и пришли
поклониться Ему (Мф. 2, 2)
Начнем со звезды
Христовой. Если мы узнаем, что это была
за звезда и какая она — обыкновенная
или отличная от прочих, действительная
ли была звезда или только имела вид
звезды, то легко будет понять все прочее.
Откуда же узнать о том? Из самого Писания.
Что она была не обыкновенная звезда, и
даже не звезда, а, как мне кажется,
какая-то невидимая сила, принявшая вид
звезды, это доказывает, во-первых, самый
путь ее. Нет и не может быть звезды,
которая бы имела такой путь. Видим, что
и солнце, и луна, и все прочие звезды
идут от востока к западу, а эта звезда
текла от севера на полдень: именно в
таком положении находится Палестина в
отношении к Персии. Во-вторых, то же
можно видеть из самого времени: она
является не ночью, а среди дня, при сиянии
солнца, что не свойственно не только
звезде, но и луне... Звезда же Христова
превосходством своего блеска преодолела
самый свет солнечный, была яснее солнца,
и как оно ни блистательно, а она сияла
больше. В-третьих, доказывается тем, что
звезда то является, то опять скрывается.
Когда волхвы шли в Палестину, она была
видна и указывала им путь, а когда вошли
в Иерусалим, она скрылась. Потом, когда
они, сказавши Ироду, зачем пришли,
оставили его и собрались в путь, звезда
опять является. Это уже есть движение
не звезды, а некоторой совершенно
разумной силы... В-четвертых, то же ясно
можно видеть из самого способа, каким
звезда указала место. Не с высоты неба
она указала его,— в таком случае волхвы
не могли бы различить места,— но, чтобы
указать его, опустилась вниз. Сами
знаете, что обыкновенной звезде нельзя
показать такого малого места, какое
занимала хижина, особенно же в каком
вмещалось тело Младенца. Так как высота
ее неизмерима, то она не могла бы собою
обо-значить и определить такого тесного
пространства для желавших узнать его.
<...> Видишь, сколько доказательств
на то, что эта звезда была необыкновенная
и явилась не по законам внешней природы.
[7–1–6–5]
***
Но для чего она явилась?
Для того, чтобы обличить нечувствительных
иудеев и лишить их, неблагодарных,
всякого способа к оправданию. Так как
цель пришествия Христова была та, чтобы
отменить древние правила жизни, призвать
всю вселенную на поклонение Себе и
принимать это поклонение на земле и на
море, то Христос с самого начала отверзает
дверь язычникам, желая через чужих
научить своих. Так как иудеи, непрестанно
слыша пророков, возвещавших о пришествии
Христовом, не обращали на то особенного
внимания, Господь внушил варварам прийти
из отдаленной страны, расспрашивать о
Царе, родившемся у иудеев... Бог сделал
это для того, чтобы дать им вернейший
способ убедиться, если будут благоразумны,
или лишить всякого оправдания, если
будут упорны. В самом деле, что могут
сказать в свое оправдание иудеи, не
принявшие Христа после столь многих
пророческих доказательств, видя волхвов,
которые по явлению только звезды приняли
Его и поклонились явившемуся? Итак, с
волхвами Бог поступил так же, как с
ниневитянами, к которым послал Иону,
так же, как с самарянкою и хананеянкою.
Потому и сказано: Ниневитяне восстанут
на суд с родом сим и осудят и: Царица
южная восстанет на суд с родом сим и
осудит род сей (Мф. 12, 41, 42), потому что
они поверили меньшему, а иудеи не поверили
и большему.
Ты спросишь, для чего
Бог привел волхвов к Христу таким
явлением? А как же бы надлежало? Послать
пророков? Но волхвы пророков не приняли
бы. Дать глас свыше? Но они гласу не вняли
бы. Послать Ангела? Но и того не послушали
бы. Поэтому Бог, оставивши такие средства,
по особенному Своему снисхождению
употребляет для призвания их то, что
было им больше знакомо: показывает
большую и необычайную звезду, чтобы она
поразила их и величиною, и прекрасным
видом, и необыкновенным течением…[7–1–6–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|