Приближаясь
к великому празднику
Никто пусть не говорит
мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов,
я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти
дней достаточен для того, чтобы очистить
множество грехов, если будешь трезвиться,
молиться и бодрствовать. Не смотри на
то, что время кратко, а имей в виду, что
Господь человеколюбив: ниневитяне и в
три дня отклонили от себя гнев Его, и
нисколько не помешала им краткость
времени, но все сделало душевное усердие
их — при помощи человеколюбия Господа
(см.: Ион. 3).
И блудница, приступившая
ко Христу, в краткое мгновение времени
смыла с себя весь позор; и когда иудеи
вознегодовали, что Христос допустил ее
к Себе и дозволил ей такую смелость, то
Он заградил им уста, а ее отпустил,
простив ей все грехи и приняв ее усердие
(см.: Лк. 7). Почему так? Потому что она
приступила с теплым расположением, с
пламенной душой и с горячей верой и
коснулась святых и священных ног Его,
распустив волосы, проливая из очей
потоки слез и возливая миро. Чем она
обольщала людей, из того устроила и
врачевство покаяния; чем возбуждала
взоры похотливых, тем и источала слезы;
теми волосами, которыми увлекала многих
ко греху, отирала ноги Христа, тем миром,
которым уловляла многих, намащала стопы
Его. Так и ты: чем прогневал Бога, тем и
умилостивляй Его. Ты прогневал Его
хищением денег? Ими и умилостиви Его,
возвратив обиженным похищенное, еще и
прибавив к тому, и скажи, подобно Закхею:
воздам вчетверо за все, что я похитил
(ср.: Лк. 19, 8). Ты прогневал Бога языком и
злословием, которым оскорбил многих?
Языком и умилостивляй Его, воссылая
чистые молитвы, благословляя порицающих,
восхваляя злословящих, благодаря
наносящих обиды. На это не нужно много
дней и годов, а нужно только благорасположение,
и все исполнится в один день. Отстань
от зла, полюби добродетель, прекрати
порочную жизнь и обещай больше не
поступать так, и этого достаточно будет
для твоего оправдания.
[1–2–Против
аномеев–6–4]
***
А ныне многие из верующих
дошли до такого безумия и пренебрежения,
что, преисполняясь множеством грехов
и нисколько не заботясь о себе, нерадиво
и как случится приступают в праздники
к этой трапезе, а того не знают, что время
приобщения определяется не праздником
и торжеством, но чистой совестью и
безукоризненной жизнью. Как человеку,
не сознающему за собой ничего худого,
можно приобщаться каждый день, так,
напротив, погрязшему в грехах и не
раскаявшемуся небезопасно приступать
к этой трапезе и в праздник. То, что мы
приступаем лишь однажды в год, не
освобождает нас от вины, если приступаем
недостойно; напротив, то самое и служит
к большему осуждению, что мы, и приступая
однажды в год, не приступаем чистыми.
Посему увещеваю всех
вас приступать к Божественным Таинствам
не по поводу праздника только; но если
вы пожелаете приобщиться этого святого
приношения, то за несколько дней должны
очищать себя покаянием, молитвой,
милостыней и занятием духовными
предметами и не возвращаться назад…
Не странно ли, что о телесных вещах
прилагают такое попечение: за несколько
дней до наступления праздника вынимают
из сундуков самое лучшее платье и
приводят его в порядок, покупают обувь,
делают обильнейшие запасы для стола,
придумывают множество всяких приготовлений
и всячески убирают и украшают самих
себя; а о душе, оставленной в пренебрежении,
неочищенной, оскверненной, томящейся
голодом и остающейся нечистой, нисколько
не заботятся; тело приводят сюда
украшенным, а душу оставляют обнаженной
и безобразной? Между тем тело твое видит
подобный тебе раб, и тебе не будет
никакого вреда, как бы оно ни было одето;
а душу видит Господь и за нерадение о
ней подвергает величайшему наказанию.
Разве вы не знаете, что эта трапеза
исполнена духовного огня и, как источники
изобилуют естественной водой, так и она
содержит в себе невыразимый пламень?[1–2–Против аномеев–6–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |