Пророчества
о пришествии Христа Спасителя
После того как Христос
был предан и добровольно отдал Себя в
руки врагов, составилось из иудеев и
язычников судилище, исполненное великого
беззакония. Посмотри, как и это
предвозвещает пророк: Зачем, говорит
он, мятутся народы, и племена замышляют
тщетное? (Пс. 2, 1). И не только это
предвозвестили пророки, но Исаия ясно
сказал и о молчании Господа, которое Он
хранил, когда окружавшие Его много
говорили и обвиняли Его: как овца, веден
был Он на заклание, и как агнец пред
стригущим его безгласен, так Он не
отверзал уст Своих (Ис. 53, 7). Потом,
показывая несправедливость приговора,
Он присовокупляет: во смирении Его суд
Его (Ис. 53, 8), то есть никто не судил о Нем
справедливо; а далее объясняет и причину
смерти Христовой. Он, как непорочный и
невинный, не за Свои грехи страдал, но
предан был за грехи вселенной; на то и
другое, посмотри, как указал пророк: не
сделал греха, и не было лжи в устах Его
(Ис. 53, 9). Этими словами он объяснил,
почему и Христос был предан. Следует и
другая причина: за преступления народа
Моего претерпел казнь (Ис. 53, 8).
Желая показать не только
причину, но и плоды крестной смерти Его,
посмотри, как предвозвещает о том пророк:
все мы, говорит, блуждали, как овцы,
совратились каждый на свою дорогу;
наказание мира нашего [было] на Нем, и
ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5–6).
Потом тот же пророк предрекает и
наказание, которому имели подвергнуться
иудеи за эти беззакония в следующих
словах: Ему назначали гроб со злодеями,
но Он погребен у богатого (Ис. 53, 9). И
Давид, сказав: Расторгнем узы их, и
свергнем с себя оковы их, присовокупил:
Живущий на небесах посмеется, Господь
поругается им. Тогда скажет им во гневе
Своем и яростью Своею приведет их в
смятение (Пс. 2, 3–5), разумея рассеяние
иудеев по всей вселенной, о чем и Сам
Христос в Евангелии предсказал в
следующих словах: врагов же моих тех,
которые не хотели, чтобы я царствовал
над ними, приведите сюда и избейте предо
мною (Лк. 19, 27). [1–2–Рассуждение против
иудеев–4]
***
Посмотри, как он же
[Давид.— Ред.] предсказал и о том, что
Христос воскреснет: Ты не оставишь,
говорит, души Моей в аде и не дашь святому
Твоему увидеть тление (Пс. 15, 10). И пророк
Исаия о том же, только другими словами,
предсказывает так: Господь хочет очистить
Его от язвы: явить Ему свет, оправдать
праведного, благо служащего многим
(ср.: Ис. 53, 10–11). Тот же пророк предсказал,
что смерть Господа искупит людей от
грехов: Он понес на Себе грех многих
(Ис. 53, 12); и то, что Христос будет изгонять
из людей демонов: и с сильными будет
делить добычу (Пс. 53, 12). Не умолчал он и
о том, что Господь совершит это Своею
смертию: за то, говорит, что предал душу
Свою на смерть (ст. 12); предсказал и то,
что Христос получит власть над вселенною:
Он наследует многое (ст. 12). Не умолчали
пророки и о том, что Господь, сошедши во
ад, приведет его в смущение, исполнит
смятения и страха и сокрушит твердыню
его. Об этом Давид говорит так: Поднимите,
врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери
вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23, 7); а
Исаия говорит другими словами: Я пойду
пред тобою и горы уровняю, медные двери
сокрушу и запоры железные сломаю; и
отдам тебе хранимые во тьме сокровища
и сокрытые богатства, невидимое открою
тебе (ср.: Ис. 45, 2), разумея здесь ад. Хотя
это был ад, но он содержал души святые
и сосуды драгоценные — Авраама, Исаака
и Иакова. Поэтому пророк и назвал их
сокровищами, а темными потому, что тогда
еще не озарило ада Солнце правды и не
благовестило о воскресении. А что Господь
по воскресении Своем не сопричтется ни
к Ангелам, ни к Архангелам, ни к другой
какой служебной силе, но воссядет на
царском престоле, о том, послушай, как
опять говорит Давид: Сказал Господь
Господу моему: седи одесную Меня, доколе
положу врагов Твоих в подножие ног Твоих
(Пс. 109, 1).
Исаия предвозвестил
потом, что Христос пошлет апостолов (на
проповедь), в следующих словах: Как
прекрасны на горах ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего
радость (Ис. 52, 7). [1–2–Рассуждение
против иудеев и язычников–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |