Из писем к
святой Олимпиаде Константинопольской
Причины радости лежат
не в неизменных законах природы, которых
уничтожить и переменить для нас
невозможно, а в свободных размышлениях
нашей воли, управлять которыми для нас
легко. И ты знаешь, если только помнишь,
что недавно (а немного времени прошло
с тех пор) я сказал много пространных
бесед об этом, когда именно я постоянно
собирал истории, которые затем предлагал
слушателям.
В самом деле, причина
радости обыкновенно лежит не столько
в природе, сколько в разуме людей. Если
же это так, если многие, изобилуя
богатством, считают жизнь свою невыносимой,
а другие, живя в крайней бедности, всегда
остаются радостнее всех; если пользующиеся
охранной стражей, и славой, и честью,
часто призывают проклятия на свою жизнь,
а незнатные, и рожденные от незнатных,
и никому не известные считают себя
счастливее многих, потому что не столько
в природе обстоятельств, сколько в
разуме людей лежит причина радости (не
перестану это повторять),— не падай
духом, сестра, а восстань, протяни руку
нашему слову и доставь нам эту прекрасную
помощь, чтобы мы совершенно исхитили
тебя из горького плена размышлений.
Если ты не пожелаешь и сама проявить
такого же усердия, какое мы проявляем,
то у нас не будет никакой пользы от
лечения. И что удивительного, что такое
бывает у нас? Ведь даже и тогда, когда
увещает и советует Всемогущий Бог, а
слушатель не повинуется Его словам, не
бывает никакой пользы; напротив, это
служит лишь к большему наказанию
неповиновавшегося. Указывая на это,
Христос говорил: Если бы Я не пришел и
не говорил им, то не имели бы греха; а
теперь не имеют извинения во грехе своем
(Ин. 15, 22). Вот почему и оплакивая по той
же причине Иерусалим, Он говорил:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков
и камнями побивающий посланных к тебе!
Сколько раз Я хотел собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под
крылья, и вы не захотели! Се,
оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23,
37–38)… [3–2–Письмо 3-е–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|