Об
истинном субботствовании
Многую и великую пользу
вначале приносила суббота; например,
делала людей кроткими, человеколюбивыми
к ближним; приводила их к познанию
Промысла и управления Божия и мало-помалу,
как говорит Иезекииль, научала их
удаляться от зла и располагала к предметам
духовным (см.: Иез. 20). Если бы Положивший
закон о субботе сказал им: делайте доброе
в субботу, а злого не делайте,— они не
удержались бы и от зла. Поэтому и предписан
общий закон: не делайте ничего. Впрочем,
они не удержались, несмотря и на это.
Таким образом, Сам Законодатель,
предписывая закон о субботе, прикровенным
образом указывал на то, чтобы они
сообразно с Его волею удалялись (в этот день) от худых
только дел. Не делайте, сказано, ничего,
только что есть каждому (Исх. 12, 16). Между
тем во святилище было совершаемо все,
и даже с большим тщанием и с двойным
старанием. Так Господь открывал им
истину и самою сению.
Итак, столь великое
благо, скажешь, Христос разрушил? Никак,
но еще более умножил. Настало для них
время научиться всему посредством
возвышеннейших предметов, и уже не было
нужды связывать руки того, кто,
освободившись от злобы, стремится ко
всему доброму; уже не было нужды научаться
из закона, что Бог сотворил все; уже не
было нужды быть кроткими по силе закона
тем, которые призываются к подражанию
благости Божией. Будьте, говорит Он,
милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.
6, 36). Уже не было надобности один день
праздновать тем, которым всю жизнь
повелено праздновать. Посему станем
праздновать, сказано, не со старою
закваскою, не с закваскою порока и
лукавства, но с опресноками чистоты и
истины (1 Кор. 5, 8). Уже нет нужды стоять
у ковчега и золотого жертвенника тем,
которые имеют в себе Самого Владыку
всяческих и вступают в общение с Ним
всеми способами — и молитвою, и
приношениями, и писаниями, и милостынею,
и ношением Его внутри себя. [7–1–39–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|