О жене
кровоточивой
Итак, когда ты видишь,
возлюбленный, что Христос нисходит с
горы и опять восходит на гору, приближается
к озеру, переплывает море, идет через
поля, города и деревни, вместе с Его
земным хождением вспоминай и Его небесное
пребывание: не забывай сидения на
херувимах, не оставляй без внимания
Божественного ради человеческого, не
предавай забвению неба, не забывай, что
Слово сделалось плотью, как восхотело.
Да, Слово стало плотью: как плоть, Оно
ходит, как Слово — пребывает; как плоть,
восходит на гору, как Слово — восседает
на херувимах; как плоть, испытывает ради
меня свойственное мне, как Слово — без
труда творит дела Отца Своего, претворив
воду в вино в Кане; Оно отверзает двери
света, брением и перстом воссоздав
зрение. Оно сказало прокаженному: Хочу,
очистись (Мф. 8, 3 и 9, 6), и по слову Его
болезни не стало. Встань, говорит Оно
расслабленному, и слово Его послужило
тому вместо ног, и вместе с повелением
больной получил способность ходить.
Пришел Он в дом Иаира, и печаль тотчас
сменилась радостью.
Вот и сегодня окруженный
толпой народа, Он испускает свет из края
одежды и в потоке веры останавливает
течение крови. Что именно поведал нам
сегодня евангелист, свидетельствуя о
многоразличной пользе веры? Был, говорит
он, некий начальник синагоги, ревнитель
закона Моисеева и наставник народа, по
имени Иаир. Единственное утешение
даровала ему природа — единородную
дочь, за которой ухаживала толпа слуг,
как требовал того обычай от чадолюбивого
отца. Но, как оказывается, неведомо для
себя он воспитывал ее не в наследницы
себе, а для преждевременного погребения.
Какая-то тяжкая болезнь, напав на нее,
довела ее до смерти, а отца лишила всех
надежд, возлагавшихся на нее. Но не
поколебал веры отца этот удар: тотчас
идет Иаир к Спасителю и просит Его
прибыть в дом его. Господь с готовностью
спешит на этот зов: И встав, Иисус
пошел за ним (Мф. 9, 19). [2–2–О жене
кровоточивой]
***
Но смотри, верный, какое
благочестивое насилие предпринимается
женщиной, какое мудрое устрояется
воровство, какое безопасное хищение
замышляется слабым созданием. Так как
Спаситель спешил на зов Иаира, то и путь
этот Ему предстояло совершить поскорее.
И вот в это-то время,
рассказывает евангелист, женщина,
двенадцать лет страдавшая кровотечением,
подойдя сзади, прикоснулась к краю
одежды Его, ибо она говорила сама в себе:
если только прикоснусь к одежде Его,
выздоровею (Мф. 9, 20–21). «Этот врач,—
рассуждала она,— пришел с неба: Он не
предписывает дорогих лекарств, не режет
тела ножом, не причиняет боли. Он понимает
природу женщины, потому что родился от
Девы-Матери, как Сам благоволил; Он не
гнушается тайных недугов, потому что
ведает все тайны. Я — женщина и подвержена
недугу постыдному и скрытному; я страдаю
постоянным течением кровей и неудержимым
током нечистых выделений. И вот к такому
именно источнику, каков Он, нужно мне
прибегнуть, чтобы без огласки получить
исцеление моего постыдного недуга: ведь
закон с такой болезнью и приближаться
к кому-либо не позволяет. <...> А если
не удастся мне остаться незамеченной
и я буду обнаружена, не обвинят же меня
за то, что я ради исцеления решилась на
такую дерзость, и не лишат того, что уже
похитила вера. <...> Итак, дерзай, вера,
становись к рулю и устремись в волны
этого моря народа, чтобы мое поврежденное
телесное судно привести в желанную
тихую пристань. Одна капля Его помощи
без труда может остановить поток моей
крови». Рассудив так сама с собой, она
отваживается на крайне смелое дело и
ни времени не боится, ни бедностью не
останавливается, ни множества народа
не считает, но, все это преодолев верой
или, лучше сказать, при помощи веры, она
незаметно прикасается к одежде Владыки
и благовременно похищает нужное ей
исцеление, уверовав, что соединение с
Ним положит конец ее страданиям. Так и
случилось: тотчас исцелена была от
недуга своего. [2–2–О жене кровоточивой]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|