Научайте и
вразумляйте друг друга псалмами,
славословием
и духовными песнями (Кол. 3, 16)
Смотри, как снисходителен
Павел. Так как чтение утомительно и
может наскучить, он располагает не к
повествованиям, а к псалмам, чтобы ты
вместе и увеселял душу пением, и не
замечал трудов. Славословием, говорит,
и духовными песнями. А ныне ваши дети
любят сатанинские песни и пляски,
подражая поварам, пекарям и танцовщикам;
псалма же никто ни одного не знает —
ныне такое знание кажется неприличным,
унизительным и смешным…
Итак, учение есть как
бы какой благотворный источник. Научи
сына петь те преисполненные любомудрия
псалмы, например: сначала о воздержании
или, прежде всего, о несообщении с
нечестивыми, то есть псалом в самом
начале книги [с этой-то целью и пророк
начал отсюда, говоря: Блажен муж, который
не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1); и
опять: не сидел я с людьми лживыми (Пс.
25, 4); и еще: Тот, в глазах которого презрен
отверженный, но который боящихся Господа
славит (Пс. 14, 4)], об обращении с добрыми
[это тоже найдешь там, и многое другое],
о воздержании чрева, об удержании рук,
о нестяжательности, о том, что и деньги,
и слава, и все подобное — ничто. Если
научишь его этому с детства, то постепенно
возведешь его и выше. ...Когда он будет
сведущ в псалмах, тогда узнает и гимны,
представляющие собою дело более святое,
так как вышние силы гимнословят, а не
псалмословят: Неприятна, сказано, похвала
в устах грешника (Сир. 15, 9); и опять: Глаза
мои на верных земли, чтобы они пребывали
при мне (Пс. 100, 6); и опять: Не будет жить
в доме моем поступающий коварно (Пс.
100, 7); и опять: Кто ходит путем непорочности,
тот будет служить мне (Пс. 100, 6).
Таким образом, вы должны
опасаться, как бы они не завели связей
не только с друзьями, но и со слугами:
бесчисленное бывает зло для свободных,
если приставляем к ним развратных рабов.
Если едва спасаются они, пользуясь
попечением и любомудрием отца, то что
из них будет, когда вверим их беспечности
слуг? [11–1–Кол.–9–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|