Нельзя
и здесь и там наслаждаться покоем
Для того история
Божественного Писания наполнена
множеством таких примеров и представляет
нам злостраждущими и праведных и
порочных, чтобы, праведник ли кто, или
грешник, имея такие примеры, переносил
несчастья великодушно. Но она представляет
тебе грешников не только страждущих,
но и благоденствующих, для того чтобы
ты не возмущался их счастьем, узнав из
случившегося с этим богачом, какой после
ожидает их огонь, если они не исправятся.
Итак, нельзя, скажешь,
и здесь и там наслаждаться покоем?
Нельзя. Поэтому праведники и проводили
здесь многотрудную жизнь…
И вообще, желающему
угождать Богу и быть добродетельным и
чистым совершенно необходимо вести
жизнь не спокойную, приятную и беспечную,
но прискорбную и исполненную многих
трудов и подвигов; ибо никто, говорит
(апостол), не увенчивается, если незаконно
будет подвизаться (2 Тим. 2, 5); и в другом
месте говорит: все подвижники воздерживаются
от всего (см.: 1 Кор. 9, 25) — и от слова, и
от взгляда, и от звука постыдного, и от
злословия, и от хуления, и от срамословия
(см.: Кол. 3, 8). Отсюда мы научаемся, что
если и не постигнет нас искушение извне,
то мы сами должны каждый день упражнять
себя постом, суровой жизнью, скудной
пищей, простой трапезой, избегая роскоши
во всем; ибо иначе нельзя угодить Богу.
Никто не говори мне этих пустых слов,
будто такой-то наслаждается и здешними
и тамошними благами; это не может быть
с людьми, живущими в богатстве, веселье
и во грехах. Но о поражаемых бедствиями
и скорбями можно сказать, что они
наслаждаются и здешними и тамошними
благами: тамошними — получая награду,
а здешними — питаясь надеждою тех благ
и не чувствуя настоящих бедствий от
ожидания будущих благ… [1–2–О
Лазаре–3–9]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |