О богаче
и Лазаре
Итак, первый порок
богатого — жестокость и бесчеловечие
в высшей степени. Ибо не все равно — не
помогать нуждающимся тому, кто живет в
бедности, или пренебрегать другими,
измождаемыми голодом, тому, кто
наслаждается таким веселием. Опять не
все равно — раз или два раза, увидя
бедного, пройти мимо него или видеть
его каждый день и даже этою непрерывностью
зрения не пробудиться к жалости и
человеколюбию. <...>
Вы знаете, что мы, хотя
бы были жестокосерднее всех, от
благополучия обыкновенно делаемся
благосклоннее и добрее. Но этот богач
и от благополучия не сделался лучшим,
но оставался зверским или, лучше сказать,
своими нравами превзошел жестокость и
бесчеловечие всякого зверя. И однако
живший в пороках и бесчеловечный
наслаждался благополучием, а праведный
и преданный добродетели находился в
крайнем злополучии. А что Лазарь был
праведен, это также показала кончина
его, и еще прежде кончины самое терпение
среди бедности. Как вам кажется, не
видите ли вы самые дела их пред собою?
У богатого корабль был полон товара и
плыл при попутном ветре. Но не дивитесь:
он поспешал к кораблекрушению, потому
что не хотел обращаться с грузом
осторожно.
Хочешь ли, я покажу
тебе, в чем состоял и другой порок его?
В том, что он каждый
день веселился без опасения. Ибо и это
крайнее зло, не только теперь, когда
требуется от нас такое любомудрие, но
и прежде — в Ветхом Завете, когда такое
любомудрие еще не было открыто. Послушай,
что говорит пророк. Горе вам, приходящие
в день злой, приближающиеся и прикасающиеся
субботам лживым (Ам. 6, 3). Что значит:
прикасающиеся субботам лживым? Иудеи
думают, что суббота дана им для праздности.
Но не эта причина (установления субботы),
а та, чтобы они, воздерживаясь от житейских
дел, весь досуг употребляли на дела
духовные. [1–2–О Лазаре–1–7]
***
Итак, богач жил в таком
нечестии, и веселился каждый день, и
одевался блистательно, навлекая на себя
жесточайшее наказание, приготовляя
больший пламень, заслуживая себе
осуждение неумолимое и мучение
неотменяемое. А бедный лежал у порога
его и не роптал, не богохульствовал и
не негодовал; не сказал самому себе, как
говорят многие: «Что это значит? Этот
человек, живущий в нечестии, жестокости
и бесчеловечии, пользуется всем сверх
потребности и не терпит ни печали, ни
какого-либо другого неожиданного
бедствия, которых много бывает с людьми,
но наслаждается чистым удовольствием,
а я не могу получить и необходимой пищи;
к нему, проживающему все на тунеядцев
и льстецов и на пьянство, все течет, как
из источников, а я, истощаемый голодом,
лежу притчею для зрителей, позором и
посмешищем; неужели это от Промысла?
Неужели какая-то правда надзирает за
делами человеческими?». Ничего такого
он не сказал и не подумал. Из чего это
видно? Из того, что Ангелы, окружая его,
отнесли и положили в лоно Авраама —
столь великой чести он не удостоился
бы, если бы был богохульником.
Многие удивляются этому
человеку потому только, что он был в
бедности; а я могу насчитать девять
мучений, которые он вытерпел не в
наказание, но для того, чтобы сделаться
более славным, что и исполнилось. И
бедность действительно есть бедствие,
это знают испытавшие ее; никакое слово
не может изобразить той скорби, какую
терпят живущие в нищете и не умеющие
любомудрствовать. Но у Лазаря не одно
это было бедствие, и присоединялась к
тому и болезнь, и притом чрезмерная. И
смотри, как (Господь) показывает, что то
и другое несчастие дошло до крайности.<...>
Не было никого, кто бы
или словом успокоил, или делом утешил
его: ни друга, ни соседа, ни сродника,
никого из видевших его: потому что
развращен был весь дом богатого.
[1–2–О
Лазаре–1–9]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|