О богаче и
Лазаре, о богатстве и бедности
Итак, не будем гордиться
ни благородством, ни богатством, но
будем презирать надмевающихся подобными
преимуществами; не будем унывать по
причине бедности, но будем искать того
богатства, которое состоит в добрых
делах, и убегать той бедности, которая
вводит нас в грех.
По этой последней
причине и известный богач действительно
был беден, почему и не мог, несмотря на
усиленные просьбы, получить и одной
капли воды. Между тем есть ли между нами
такой нищий, который бы не имел и воды
для прохлады? Нет ни одного; и те, кто
истаивает от крайнего голода, могут
иметь каплю воды, и не только каплю воды,
но и другое, гораздо большее утешение.
А этот богач и того не имел, так он был
беден, и, что всего тягостнее, ниоткуда
не мог иметь утешения в своей бедности.
Итак, что мы алчем денег, когда они не
возводят нас на небо?
Скажи мне, если бы
какой-либо земной царь сказал, что
богатый не может блистать в его царских
чертогах или достигнуть какой-либо
почести, то не все ли с презрением бросили
бы имения? Итак, если мы готовы презреть
имение, когда оно лишает нас чести у
царя земного, то при голосе Царя Небесного,
который ежедневно взывает и говорит,
что неудобно с богатством войти в
священные те преддверия, не презрим ли
все и не отвергнем ли богатства, чтобы
свободно войти в Его Царство? И достойны
ли мы какого-либо прощения, когда с
великим старанием обременяем себя тем,
что заграждает нам туда вход, и скрываем
свое богатство не только в сундуках, но
и в земле, тогда как можно бы положить
его в хранилище небесное? Ты поступаешь
в этом случае подобно тому земледельцу,
который, взяв пшеницу, вместо того чтобы
посеять ее на плодоносном поле, бросает
в озеро, отчего и сам не получает никакой
пользы, и пшеница, испортившись, пропадает.[7–1–9–5, 6]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|