О роскоши
Не удивляйся тому, что
Христос назвал роскошь тернием. Ты,
упоенный страстью, не знаешь этого, но
не зараженные этой страстью знают, что
роскошь уязвляет более, нежели терние,
и изнуряет душу сильнее, нежели забота,
и причиняет самые мучительные болезни
как телу, так и душе... Как терние, с какой
бы стороны ни брали его, окровавливает
руки, так и роскошь вносит язву и в ноги,
и в руки, и в голову, и в глаза,— словом,
во все члены; она безжизненна и бесплодна,
как терние, и гораздо больше его вредна,
и вредна для существеннейших частей. В
самом деле, она преждевременно приближает
к старости, притупляет чувства, омрачает
мысль, ослепляет проницательный ум,
наполняет тело влагами, скопляет гной,
причиняет множество болезней и производит
большую тяжесть и непомерную тучность,
отчего и бывают постоянные падения,
частые крушения.
Для чего, скажи мне,
утучняешь ты тело? Разве мы собираемся
принести тебя в жертву? Или предложить
на трапезу? Хорошо откармливать птиц,
или, лучше сказать, и их не хорошо, потому
что, когда они утучнеют, употребление
их в пищу уже не бывает для нас здоровым.
Так-то велико зло — пресыщение: оно
вредно и бессловесным. Откармливая,
делаем их бесполезными и для них самих,
и для нас, потому что от этой тучности
и пища неудобно варится, и соки гниют.
Но те животные, которых не много кормят
и которые, так сказать, постятся,
употребляют пищу в умеренном количестве
и находятся в трудных работах, бывают
весьма полезны и для себя, и для других,
годны для пищи и для всего прочего. Те,
которые питаются ими, бывают более
здоровы; те же, которые употребляют в
пищу жирных животных, уподобляются им,
становятся ленивыми, больными и сами
на себя налагают тягчайшие узы. Ничто
столько не противно и не вредно телу,
как пресыщение; ничто столько не
разрушает, не обременяет и не губит его,
как неумеренное употребление пищи.[7–1–44–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|