На сем
камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18)
И Нафанаил также говорил:
Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля (Ин.
1, 49), однако же не только не называется
блаженным, но еще обличается Господом
за то, что много еще не досказал истины.
Потому Христос и прибавил: ты веришь,
потому что Я тебе сказал: Я видел тебя
под смоковницею; увидишь больше сего
(Ин. 1, 50). За что же Петр называется
блаженным? За то, что он исповедал Его
истинным Сыном. По этой-то причине
Христос других не назвал блаженными,
но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл
ему. Чтобы исповедание Петрово не
показалось многим сказанным из дружбы
и лести и в знак особенного к Нему
расположения,— потому что он весьма
любил Христа,— и указывает Того, Кто
внушил ему, чтобы ты разумел, что Петр
только произносил, а научал его Отец, и
чтобы ты верил, что слова эти не выражают
человеческое мнение, но Божественное
учение.
Но почему Христос не
открывает Себя Сам, не говорит: Я Христос,—
но достигает этого вопросом Своим и
заставляет произнести исповедание
учеников? Потому что это и Ему тогда
было приличнее и нужнее, и их более
побуждало верить сказанному. Видишь
ли, как Отец открывает Сына? Как Сын
открывает Отца? Отца не знает никто,
сказано, кроме Сына, и кому Сын хочет
открыть (Мф. 11, 27; Лк. 10, 22). Таким образом,
не через другого кого можно познать
Сына, как только через Самого Отца; и не
через другого кого можно познать Отца,
как только через Сына, так что и из этого
видно, что Они равночестны и единосущны.
Что же говорит Христос? Ты — Симон, сын
Ионин; ты наречешься Кифа (Ин. 1, 42). Так
как ты проповедал Моего Отца, то и Я
именую родившего тебя... Но когда Петр
назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос,
чтобы показать, что Он так же есть Сын
Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной
сущности с родившим, присовокупил: и Я
говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне —
то есть на вероисповедании — Я создам
Церковь Мою (Мф. 16, 18). [7–2–54–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|