А вы за
кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15)
Для чего же Он спросил
сначала не об их мнении (апостолов), а о
мнении народа? Для того, чтобы они, сказав
народное мнение, потом, будучи спрошены:
а вы за кого почитаете Меня? — самым
порядком вопросов были возведены к
высшему разумению и не стали о Нем так
же низко думать, как и народ. По той же
причине спрашивает их не в начале
проповеди, но когда сотворил много
чудес, беседовал с ними о многих и высоких
истинах и многократно доказал Свою
Божественность и единство с Отцом,—
тогда уже предлагает им этот вопрос. И
не говорит: за кого Меня почитают книжники
и фарисеи? — хотя они часто приходили
к Нему и беседовали; но желает знать
непритворное мнение народа: за кого
люди почитают Меня? Мнение народа было
хотя и гораздо ниже надлежащего, но без
всякого лукавства; мнение же книжников
и фарисеев внушено было сильной злобой.
И, показывая, как сильно желает, чтобы
исповедовали Его воплощение, говорит:
Сына Человеческого,— разумея под этим
и Божество, как нередко и в других местах
Он делает...
Потом, когда ученики
сказали Ему: одни за Иоанна Крестителя,
другие за Илию, а иные за Иеремию, или
за одного из пророков (Мф. 16, 14) — и
объявили Ему ложное мнение народа, тогда
присовокупил: а вы за кого почитаете
Меня? (Мф. 16, 15). Этим вторым вопросом Он
побуждает их думать о Нем выше и дает
разуметь, что первое мнение весьма мало
соответствует Его достоинству. Для того
Он требует от них другого мнения и
предлагает другой вопрос, чтобы они не
думали о Нем одинаково с народом, который
видел чудеса, превышающие силы человека,
и почитал Его человеком, хотя таким,
Который воскрес из мертвых, как говорил
и Ирод. Что же на это отвечает Петр, уста
апостолов, всегда пламенный, глава в
лике апостольском? На вопрос, предложенный
всем, отвечает от себя. Когда Христос
спрашивал о мнении народа, тогда все
отвечали на Его вопрос; когда же об их
собственном, то Петр не терпит,
предупреждает и говорит: Ты — Христос,
Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16)! [7–2–54–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |