И когда вошел
Он в лодку, за Ним последовали ученики
Его. И вот, сделалось великое волнение
на море, так что
лодка покрывалась
волнами; а Он спал (Мф. 8, 23–24)
Лука, не входя в
исследование порядка времен, говорит
так: в один день Он вошел с учениками
Своими в лодку (Лк. 8, 22). Точно так же
говорит и Марк. Но Матфей поступает не
так: он соблюдает здесь и самый порядок
происшествий… Итак, Христос послал
прежде народ, а учеников взял с Собой,
как они свидетельствуют о том; взял же
их не без цели и не без намерения, но для
того, чтобы сделать их зрителями чуда,
име-
ющего совершиться. Он,
как некий наилучший наставник детей,
поучал их тому, чтобы они, с одной стороны,
были бесстрашны среди бедствий, а с
другой — смирялись среди почестей.
Чтобы они не превозносились тем, что
Спаситель, отослав прочих, удержал их
при Себе,— для достижения этой цели и
вместе для приучения их к мужественному
перенесению искушений попустил им
обуреваться волнами. Хотя, конечно,
велики были и прежние чудеса, но настоящее
чудо и заключало в себе немалое назидание,
и было знамением, подобным древнему.
Потому Спаситель и берет с Собой одних
только учеников. Где совершались одни
только чудеса, там дозволял Христос
быть и народу; но где предстояли искушения
и ужасы, там Он брал с Собой одних только
подвижников вселенной, которых Он хотел
обучить. Далее, Матфей говорит просто,
что Иисус спал, а Лука говорит, что Он
спал на возглавии, показывая через то
Свое смирение и поучая нас великой
мудрости. Итак, когда поднялась буря и
море сильно волновалось, ученики будят
Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем
(Мф. 8, 25). Спаситель, прежде чем усмирить
море, обратился к ним с обличением.
Буря, как сказал я,
попущена была для научения учеников;
это было образом имеющих постигнуть их
искушений, так как и после того Спаситель
часто попускал им впадать в жесточайшие
бедствия и через то укреплял дух их.[7–1–28–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|