О театре и
лицедействе
Не говори мне, что
представляемое в театре есть одно
лицедейство. Лицедейство это многих
сделало прелюбодеями и многие дома
расстроило. О том-то особенно и скорблю,
что в этом даже не подозревают худого,
но такие развратные представления
принимают с рукоплесканиями, с
восклицаниями и громким смехом. Итак,
скажешь, что все это лицедейство? Но за
то самое лицедеи и стоили бы тысячи
смертей, что они научились подражать
запрещенному всеми законами. Если дело
худо, то и подражание ему худо. Не говорю
еще о том, сколь многих делают блудниками
представляющие эти любодейные зрелища,
к какой наглости и бесстыдству приучают
они зрителей. Ведь одному только
сладострастному и наглому глазу сносно
смотреть на эти зрелища. <...>
Не говори, что обнажена
блудница, потому что один пол и одно
тело как у блудницы, так и у благородной
женщины. Если в этом нет ничего
непристойного, то почему, когда на
площади увидишь то же, и сам бежишь
прочь, и гонишь от себя бесстыдную? Или
когда бываем порознь, тогда это
непристойно, а когда соберемся и сидим
вместе, тогда уже не позорно? Это смешно
и постыдно и означает крайнее безумие.
Лучше грязью или навозом вымарать себе
все лицо, чем смотреть на такое беззаконие,
потому что для глаза не так вредна грязь,
как любострастный взгляд и вид обнаженной
женщины. Вспомни, что было причиною
наготы вначале, и страшись того, что
было виною этой срамоты. Что же произвело
наготу? Преслушание и злоумышление
диавола. Таково давнее и первое его
старание. Но прародители по крайней
мере стыдились наготы своей, а вам это
нравится, по апостольскому слову: Слава
их — в сраме (Флп. 3, 19). Как будет смотреть
на тебя жена, когда ты возвратишься с
такого беззаконного зрелища? Как примет
тебя? Как будет говорить с тобою после
того, как ты столь бесчестно посрамил
весь женский пол, пленился таким зрелищем
и сделался рабом блудницы? [7–1–6–8]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|