Горе тебе,
Хоразин! горе тебе, Вифсаида! (Мф. 11, 21)
Никто не станет в одно
и то же время порицать, так же как и
хвалить, вещей противных: так, например,
кто любит человека веселого и роскошного,
тому не может нравиться печальный и
суровый; невозможно об одном и том же
предмете в одно и то же время думать и
так и иначе. Потому-то Иисус и сказал:
Мы играли вам на свирели, и вы не плясали,
то есть: Я вел жизнь нестрогую, и вы не
покорились Мне,— мы пели вам печальные
песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 17), то есть:
Иоанн проводил жизнь строгую и суровую,
и вы не внимали ему. Впрочем, Иисус не
говорит, что Иоанн вел тот, а Я — другой
образ жизни. Но так как оба они имели
одну цель, хотя дела их были различны,
то как о Своих, так и о его делах говорит
как об общих. И то, что они шли противными
путями, происходило от их великого
согласия, направленного к одной цели.
Итак, какое же вы можете
иметь оправдание? Потому-то Спаситель
и присоединил: И оправдана премудрость
чадами ее (ст. 19). То есть: хотя вы и
остались неубежденными, но уже не можете
обвинять Меня,— как и о Боге Отце говорит
пророк: Так что Ты праведен в приговоре
Твоем (Пс. 50, 6). Хотя Бог и не видит никакого
плода от Своего о нас попечения, однако
же со Своей стороны исполняет все, чтобы
людям бесстыдным не оставить ни малейшего
повода к безрассудным сомнениям. А что
Господь употребляет простые и неблагородные
сравнения, ты не удивляйся этому: Он
говорил так, приспособляясь к немощи
слушателей. Так и Иезекииль часто
употребляет сравнения, приличные иудеям,
но несообразные с величием Божиим. Но
и это есть дело особенного попечения
Божия о нас. Но смотри, как иудеи и иным
образом запутали себя в противоречивых
мнениях. Сказав об Иоанне, что он (беса
имеет), они не удовольствовались этим,—
напротив, и об Иисусе, Который избрал
путь противный, утверждали то же самое.
Так всегда они вдавались в противоречивые
мнения! [7–1–37–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |