О богатстве
земном
Но надобно рассмотреть
и то, почему апостол не сказал: богатым
в нынешнем веке заповедуй не обогащаться,
заповедуй обнищать, заповедуй растратить
имение, а сказал: увещевай, чтобы они не
высоко думали о себе (1 Тим. 6, 17). Знал он,
что гордость есть корень и основание
богатства и что, кто умеет жить скромно,
тот не станет много заботиться о
богатстве...
Кроме того, (апостол)
знал, что богатство не запрещено, если
кто употребляет его для своих нужд. Не
вино зло, как уже говорил я, а пьянство:
так точно не богатство зло, а любостяжание
и сребролюбие... Сребролюбец не есть
богач; сребролюбец во многом нуждается,
а нуждающийся во многом никогда не может
быть богатым. Сребролюбец есть страж
своего имения, а не владелец; раб, а не
господин. Он с такой заботливостью
хранит свое сокровище, как будто ему
строго запретил кто даже дотрагиваться
до этого клада, и бережет свое, как чужое.
И в самом деле, это — чужое; потому что
как может он считать своим то, чего никак
не решится разделить с другими и дать
бедным, хотя бы потерпел тысячу наказаний?
Какой же это владелец имущества, когда
не употребляет его и не пользуется им?
К тому же апостол не всем все заповедует,
но снисходит к немощи слушателей, как
и Христос делал. Тому богачу, который
пришел и беседовал с Ним о жизни вечной,
не сказал Он: Иди, продай имение твое
(Мф. 19, 21); но, оставив это, говорил ему о
других заповедях. Потом, когда тот
спросил Его: Чего еще недостает мне?
(Мф. 19, 20) — и тогда не просто сказал:
продай имение твое, но: если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое:
предоставляю это твоему произволению,
даю тебе власть самому решить, не ставлю
тебя в необходимость. Поэтому и Павел
говорил богачам не о бедности, но о
смиренномудрии — как по немощи слушателей,
так и потому, что знал совершенно, что
скромность скоро заставит их отказаться
от гордости и заботы о богатстве.[2–1–Беседы о статуях–2–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|