О чтении и
поучении в Священном Писании
По-настоящему, нам не
следовало бы иметь и нужды в помощи
Писания, а надлежало бы вести жизнь
столь чистую, чтобы вместо книг служила
нашим душам благодать Духа и чтобы как
те исписаны чернилами, так и наши сердца
были исписаны Духом. Но так как мы
отвергли такую благодать, то воспользуемся
уж хотя бы вторым путем. А что первый
путь был лучше, это Бог показал и словом
и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом
и его потомками, равно как с Иовом и
Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена,
а непосредственно, потому что находил
их ум чистым. Когда же весь еврейский
народ пал в самую глубину нечестия,
тогда уже явились письмена, скрижали и
наставление чрез них. И так было не
только со святыми в Ветхом Завете, но,
как известно, и в Новом. Так и апостолам
Бог не дал чего-либо писаного, а обещал
вместо писаний даровать благодать Духа…
Но так как с течением времени одни
уклонились от истинного учения, другие
— от чистоты жизни и нравственности,
то явилась опять нужда в наставлении
письменном. Размысли же, какое будет
безрассудство, если мы, которые должны
бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь
и нужды в Писании, а вместо книг
представлять сердца Духу,— если мы,
утратив такое достоинство и возымев
нужду в Писании, не воспользуемся как
должно даже и этим вторым врачевством.<...>
Чтобы этого не случилось,
вникнем тщательнее в то, что написано,
и рассмотрим, как дан был Ветхий закон
и как — Новый Завет. Итак, каким образом,
когда и где дан был древний закон? После
гибели египтян, в пустыне, на горе Синай,
в огне и дыме, выходившем от горы, при
звуке трубы, среди грома и молний, по
вшествии Моисея в самый мрак. А в Новом
Завете не так: не в пустыне, не на горе,
не среди дыма и мрака, тьмы и бури, а при
наступлении дня, в доме, когда все сидели
вместе,— все происходило при глубокой
тишине. [7–1–1–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|