Тогда Иисус
возведен был Духом в пустыню,
для искушения
от диавола (Мф. 4, 1)
Тогда — когда же это?
После сошествия Святого Духа, после
голоса, сошедшего свыше и возвестившего:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором
Мое благоволение! (Мф. 3, 17). И вот что
удивительно: Иисус, как говорит евангелист,
возведен был в пустыню Духом Святым.
Так как Христос все делал и терпел для
нашего научения, то и теперь попускает
Он отвести Себя в пустыню и поставить
в борьбу с диаволом для того, чтобы никто
из крестившихся, если бы ему случилось
после крещения претерпевать еще больше
прежних искушения, не смущался ими как
чем-то неожиданным, но мужественно
переносил бы всякое искушение как дело
обыкновенное. Не для того ведь ты получил
оружие, чтобы быть праздным, но чтобы
сражаться. Вот почему и Бог не препятствует
посещать тебя искушениям. Во-первых, Он
попускает их для того, чтобы ты познал,
что ты сделался гораздо сильнее;
во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении
и не превозносился величием даров, видя,
что искушения могут смирять тебя;
в-третьих, для того, чтобы лукавый дух,
все еще сомневающийся в твоем от него
отступлении, видя твое терпение в
искушениях, уверился, что ты совершенно
оставил его и отступил от него; в
четвертых, чтобы ты через это сделался
тверже и крепче всякого железа; в-пятых,
чтобы получил ясное свидетельство о
вверенных тебе сокровищах. В самом деле,
диавол не стал бы приступать к тебе,
если бы не видел тебя на высшей степени
чести. Потому самому и вначале он восстал
против Адама, что видел его украшенным
высоким достоинством...
Как же, возразишь ты,
сказано: Молитесь, чтобы не впасть в
искушение (Мф. 26, 41)? Но потому-то и говорит
тебе евангелист, что Иисус не Сам пришел,
а был возведен в пустыню по Божественному
смотрению, чем показывается, что и мы
не должны сами вдаваться в искушения,
но когда будем вовлечены в них, то должны
стоять мужественно. [7–1–13–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|