Нехорошо взять
хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26)
Что значит этот новый
и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев
и неблагодарных вводит, и злословящих
призывает, и искушающих не оставляет,
а ту, которая сама приходит к Нему, просит
Его и молит, которая не знала ни закона,
ни пророков и между тем показывает такое
благочестие, Он не удостаивает даже и
ответа.
Кто бы не соблазнился
о Иисусе, видя поступок, так несогласный
с молвою о Нем? Слышно было, что Он Сам
обходил селения для того, чтобы исцелять
больных, но вот Он отвергает и ту, которая
сама пришла к Нему. Кого бы не преклонили
такое страдание и такая покорность, с
какою умоляла жена о своей злостраждущей
дочери? Она не почитала себя достойною
благодеяния и пришла не с тем, чтобы
требовать должного, но просила оказать
милость и изъявляла только свое несчастье.
И при всем этом не удостоена ответа.
Может быть, многие из слышавших это
соблазнились, но она не соблазнилась.
И что я говорю — из слышавших? Я думаю,
что и сами ученики тронулись несчастьем
жены, смутились и опечалились. Однако
и смутившись, они не смели сказать Ему:
окажи ей милость: ученики Его, приступив,
просили Его: отпусти ее, потому что
кричит за нами... Христос же отвечает: Я
послан только к погибшим овцам дома
Израилева (ст. 23–24). <...>
Он и тем не удовольствовался,
но еще более умножает ее недоумение,
говоря: Нехорошо взять хлеб у детей и
бросить псам. Удостоив ответа, Господь
Своими словами еще более поразил ее,
нежели молчанием. Он уже не ссылается
на другого в Свое оправдание и не говорит:
Я послан, но чем более усиливает она
свою просьбу, тем и Он решительнее
отказывает. Он уже не овцами называет
иудеев, но чадами, а ее — псом. Как же
поступает жена? Она в самих Его словах
находит себе защиту. Если я пес, говорит,
то, значит, не чужая… [7–2–52–1, 2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|