Троицкая школа: отзыв о паломничестве в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру

Когда туманным росистым утром просыпалась Первопрестольная, звенящей нотой уже летел по её улицам поющий акафист автобус. Голоса выпускников Троицкой школы, переплетаясь кружевом старинных слов с призывами к радости родителей и учеников, всю дорогу величали преподобного Сергия.

Малой пасхальной радостью гудит душа под глас многопудовых колоколов. Как по 15 степеням Иерусалимского храма, восходим по ступеням Успенского Собора. В первое воскресение после отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы столь радостно молиться едиными устами со всеми пришедшими свершить главное общее с Господом дело – Божественную литургию. Гул колокола, плывущий над Лаврой чрез века, словно вне времени и пространства, напоминает о могуществе Божием во время Евхаристического канона. Внимая словам воскресной проповеди, вновь скорбит душа о невозделанном винограднике Любви к Отцу Небесному, Богородице и порученным тебе ближним. За слезами проступают светлые и знакомые лики братии, торжественно шествующие по солее, внимательные к молитве лица прихожан и паломников – единое сердце Церкви, частичкам которого может быть хорошо только вместе. Так же вместе, в радости ожидания теплоты помилования, шли мы июльским крестным ходом из Хотьково, молились на Благовещенском поле. Рукой Преподобного носил нас тогда светлейшей души семинарист по святым местам Лавры, и часто с тех пор стремилось сердце туда, где служитель Святой Троицы в трудах и молитвах обретал силы для духовной борьбы и побед.

Милостию Божией солнышко светит нам весь день. С особой теплотой и любовью читаются акафисты и молитвы в очереди к святым мощам Преподобного. В первое воскресенье нового учебного года многие воскресные школы устремляются сюда, дабы поклониться этой великой святыне и попросить помощи и наставления. Проходит одна из групп паломников и школьников в сопровождении священника, и некоторым из нас Преподобный позволяет вместе с ними приложиться к открытым мощам. Незабываемый миг этого свидания с Вечностью вызывает в душе священный трепет, и весенней капелью тающих сосулек многочисленных гнездящихся в сердце версий нелюбви падает на ступеньки солеи нежданная вереница слез от осознания полнейшего ничтожества житья своего… Помолившись у мощей святых угодников Божиих в Серапионовой Палате, вновь оказываемся на залитой солнцем нарядной Соборной площади.

Нас уже ждут в Церковно-археологическом кабинете. Каждый год новые семинаристы несут послушание, и значит, каждый год нас ожидает по-своему интересная экскурсия. В этот раз повзрослевшие в Троицкой школе дети удивили смиренного семинариста глубиной своих знаний, и он предложил в следующий раз поменяться с ним местами. Что же, ежели даст Господь, сбудутся слова экскурсовода нашего. Тем более что на радость всем ребятам с нами вместе путешествовал и бывший ученик, а затем преподаватель нашей Троицкой школы, сейчас уже студент-семинарист… Узнали мы и много нового о иконописце Самарской губернии, что без рук и ног расписывал храмы Святой Троицы. По новому видится и васнецовское «Благодатное Небо», и образы его картины «Страстная», написанной уже после революции, но датированной как предвоенной. Вместе с семинаристом, каждый внутри себя, отвечаем на вопрос Христа с картины к апостолам «За кого почитают Меня люди?», и надолго задерживаемся у экспонатов зала, посвященному Алексию Симанскому, услышав о предсказании святителя Филарета его матери, когда она была еще семилетней девочкой, что он станет Патриархом. Мальчики задают много вопросов о содержании и широких полях «Кормчей» царя Алексея Михайловича, и узнают, почему разные странички напрестольной главной книги христианина оформлены во времена Елизаветы разными людьми. Узнаём мы и о реставраторах икон, читаем рукописные наставления для будущих иконописцев монахини Иулиании Соколовой.

Уже ждут в Вознесенской трапезной. Все проголодались, ведь со вчерашнего дня не ели… Очень дружно и споро вкушаем с любовью приготовленные для нас блюда. Вкус знаменитого лаврского борща и ароматных коврижек уносим с собой на добрую память…

Слегка отдохнувшие ножки воспитанников несут их в новое путешествие; делимся на три потока. Нас ожидает здесь настоящее сокровище – кроме привычной для паломников школы обзорной экскурсии сегодня для самых опытных паломников и ребят старше 10 лет организована тематическая экскурсия «Иконы и храмы Лавры: умозрение в красках и камне». Экскурсовод за полтора часа научила нас выявлять различие между образом чистоты души и бесстрастием обожения святого человека и элементами икон некоторых эпох, свойственными салонной живописи, повествует об одной из версий о том, почему три образа Пресвятой Богородицы (Киккской, Владимирской и Смоленской) Священное Предание приписывает Апостолу Луке. Как Андрею Рублеву и Феофану Греку удалось создать собственные живописные школы и почему между ними столько различий; об отчаянной мольбе и акцентах на милость, выраженных в иконах одного и нетипичного для русского сознания «Ярости Ока» другого. О сгоревшем хранилище икон в Угличе Благовещенском монастыре, и о истории появления разных иконописных школ и традиций на Руси. О символике классического русского иконостаса, о том, чем отличается позолота света в разные века, о технике её нанесения, о том, как ассист подчеркивает Божественную Славу. Дети с интересом слушали, зачем нужны мука и мел при написании икон. В Успенском Соборе, что на два метра шире стенами кремлевского Успенского Собора, мы подивились фрескам, созданным несколько сотен лет назад совместными трудами тридцати пяти мастеров за сто летних дней, и по какому праву столпы украшены ликами святых супружеских «царских» икон. У гроба Преподобного, сделанного им самим, помолились и задумались о смысле и скоротечности жизни…

Казалось, что после столь интересного путешествия сил на окунание в купели на источнике Саввы Сторожевского уже не осталось, но душа сама увлекла подуставшее тело туда, где журчание ручья и пение солнечных птиц, где зелёная прохлада леса источника и бодрящая свежесть воды и маленький серый котёнок на солнышке, лапкой «намывающий» всё новых и новых гостей Лавры…

Вернувшись в Москву, благодарим Господа. Привычно убаюкивает метро утомившихся паломников. И где-то, кажется во сне, необычно дрогнул голос машиниста, вещающего: «Осторожно, двери мира закрываются. Следующая остановка Царствие Небесное». Вскочив с места, с ужасом вопрошаешь себя: «Как? Прошла уже целая жизнь, а ты ещё ничего не сделал, чтобы в радости сойти туда, «где празднующих глас непрестанный…»? Но у выхода лучиком надежды блеснёт воспоминание о Преподобном, о всём утешении дня сегодняшнего, и встрепенётся душа навстречу слепому грибному дождю, сквозь улыбку предзакатного солнышка посылающего нам свои небесные слезинки…

Лариса Ермакова

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter