Иоанн Златоуст:
Мирись с
соперником твоим скорее (Мф. 5, 25)
С тою же целью, вслед
за упоминанием о суде, сонмище, геенне
и наставлением касательно принесения
жертвы, Христос присовокупляет еще
следующее: Мирись с соперником твоим
скорее, пока ты еще на пути с ним. Не
говори: что же мне делать, если меня
обижают, если отнимают от меня имущество
и влекут меня на суд? Христос и в таком
случае запрещает питать вражду, отнимая
всякий к тому повод и предлог. Так как
это повеление было особенно важно, то
Господь убеждает к исполнению его
указанием не на будущие блага, а на
настоящие выгоды, которые скорее могут
обуздывать грубых людей, чем обещания
будущего.
Ты говоришь: он меня
сильнее и причиняет мне обиду? Но не
причинит ли он тебе еще больше вреда,
если ты не примиришься с ним и принужден
будешь идти в темницу? Примирившись, ты
уступишь имение, но зато тело твое будет
свободно, а когда подвергнешь себя
приговору судии, то будешь связан и
понесешь жесточайшее наказание. Если
же ты избежишь этой распри, то приобретешь
двоякую пользу: во-первых, ты не потерпишь
никакой неприятности; во-вторых, это
будет уже твоя добродетель, а не следствие
принуждения. Если же ты не хочешь внять
моим увещаниям, то не столько причинишь
вреда сопернику, сколько себе. Смотри,
как Христос и здесь убеждает тебя скорее
примириться. Сказав: Мирись с соперником
твоим, присовокупляет: скорее. Но не
довольствуясь и этим, Он предлагает
новое побуждение искать скорейшего
примирения, говоря: пока ты еще на пути
с ним, чтобы через все это сильнее
склонить тебя и понудить к прекращению
ссоры. В самом деле, ничто столько не
нарушает порядка в нашей жизни, как наша
медлительность и постоянные отсрочки
при совершении добрых дел. Такая
медлительность часто бывает причиною
того, что мы всего лишаемся. [7–1–16–10]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |