Итак, если ты
принесешь дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя,
оставь там
дар твой пред жертвенником...
...и пойди прежде
примирись с братом твоим, и тогда приди
и принеси дар твой
(Мф. 5, 23–24).
О, благость! О,
неизглаголанное человеколюбие! <...>
Какая кротость может сравниться с тою,
которая выражается в этих словах? Пусть,
говорит Он, прервется служение Мне,
только бы сохранилась твоя любовь,
потому что и то жертва, когда кто
примиряется с братом. Потому-то Он не
говорит: примирись по принесении или
прежде принесения дара, но посылает
примириться с братом, когда дар лежит
пред алтарем и жертвоприношение уже
начато. Не велит взять с собою принесенный
дар, не говорит: примирись прежде, нежели
принесешь его, но повелевает бежать к
брату, оставив дар пред алтарем.
Для чего повелевает Он
так поступить? Как мне кажется, Он имел
двоякую цель: во-первых, как я уже сказал,
Он хотел показать, что высоко ценит
любовь, и почитает ее величайшею жертвою,
и без нее не принимает и жертвы
вещественной; во-вторых, хотел поставить
в необходимую обязанность примирение
с ближним. В самом деле, тот, кому велено
принести дар не прежде, как примирившись,
конечно, поспешит прийти к оскорбленному
и прекратит вражду, если не по любви к
ближнему, то, по крайней мере, для того,
чтобы жертвоприношение не осталось
напрасным. Для того Господь каждому
слову и придает особенную выразительность,
устрашая и побуждая приносящего. В самом
деле, не сказал Он только: Оставь там
дар твой, но присовокупил: пред
жертвенником, чтобы напоминанием о
священном месте привести его в страх;
не сказал только: и пойди, но присовокупил:
прежде… и тогда приди и принеси дар
твой. Через все это Он показывает, что
трапеза Господня не допускает к себе
враждующих друг против друга.
[7–1–16–9]
***
Пойди прежде
(и) примирись с братом твоим (Мф. 5, 24)
Здесь Христос посылает
обидевшего к обиженному, а научая
молитве, ведет обиженного к обидевшему
и примиряет их; здесь говорит: (если)
брат твой имеет что-нибудь против тебя,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
а там говорит: (если) будете прощать
людям согрешения их (Мф. 6, 14). Впрочем, и
здесь, мне кажется, Он посылает обиженного,
потому что не говорит: попроси брата
твоего, чтобы он примирился с тобою, но
просто — примирись. И хотя, по-видимому,
речь здесь обращена к оскорбившему, но
все относится к оскорбленному. Если ты,
говорит, примиришься с ним из любви к
нему, то и Я буду к тебе милостив, и ты
можешь приносить жертву с полным
дерзновением. Если же гнев еще пылает
в тебе, то представь, что Я Сам охотно
соглашаюсь на то, чтобы ты оставил на
время жертву, только бы вам сделаться
друзьями... Притом Он не сказал: помирись,
когда ты сильно обижен, но — сделай это
и тогда, когда оскорбление будет
маловажно: (если) брат твой имеет
что-нибудь против тебя. И не сказал
также: когда ты гневаешься справедливо
или несправедливо, но просто: (если) брат
твой имеет что-нибудь против тебя,—
хотя бы даже гнев твой был справедлив,
и тогда не должно питать вражды. Так и
Христос, невзирая на то что гнев Его
против нас был праведен, предал СебяCамого за нас на заклание,
не вменяя нам грехов наших.
Потому и Павел, другим
образом побуждая нас к примирению,
сказал: Солнце да не зайдет во гневе
вашем (Еф. 4, 26). Как Христос побуждает
нас к примирению, указывая время жертвы,
так и Павел увещевает нас к тому же
самому, указывая на время дня. В продолжение
дня многие могут и отвлекать, и отторгать
нас от гнева, а ночью, когда человек
остается один и вдается в думы, волны
вздымаются сильнее и буря свирепствует
с большею яростью. Предупреждая это,
Павел и хочет, чтобы мы, примирившись,
встречали ночь, чтобы диавол не
воспользовался нашим уединением и не
разжег сильнее пещь гнева. [7–1–16–9,
10]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|