О преданиях
человеческих и заповедях Божиих
Господь не сказал: за
предание старцев, но: преданием вашим;
также не сказал: старцы же глаголют, но:
вы говорите, смягчая тем Свою речь.
Книжникам и фарисеям хотелось показать,
что ученики Его нарушают закон; Христос,
напротив, показывает, что они сами делают
это, а ученики не подлежат обвинению.
Постановление человеческое
не есть закон (потому Он и называет его
преданием), а особенно постановление
людей беззаконных. Но так как предание,
повелевающее умывать руки, не было
противно закону, то Христос приводит
другое, противное закону, именно
следующее: фарисеи учили юношей под
видом благочестия презирать отцов.
Каким образом? Если кто из родителей
говорил сыну: дай мне эту овцу, которую
ты имеешь, или тельца, или иное что, то
им отвечали: то, чем ты желаешь от меня
пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты
не можешь получить этого. Отсюда
происходило двоякое зло: и Богу не
приносили, и родителей под предлогом
приношения Богу лишали дара; оскорбляли
и родителей — под предлогом обязанности
к Богу, и Бога — под предлогом обязанности
к родителям. Впрочем, Господь не прямо
указывает на это, но сначала читает им
закон, в котором показывает, что Бог
строго требует почтения к родителям.
Почитай, говорит Он, отца и мать, и будешь
долголетен на земле. И еще: Злословящий
отца или мать смертью да умрет (см.: Мф.
15, 6). <...> Если, говорит Он, непочтительные
на словах наказываются, то тем более
будете наказаны вы, непочтительные на
деле, и не только сами так поступающие,
но и других научающие тому же. Как же
вы, которым и жить не подобало бы,
обвиняете учеников? Что удивительного,
если вы Меня, доселе неизвестного вам,
так много оскорбляете, когда являетесь
так дерзкими и пред Отцом? Так Христос
везде говорит и показывает, что из
неуважения к Отцу и происходит такое
безумное высокомерие их. [7–2–51–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|