Фарисеи,
услышав,
что Он привел
саддукеев в молчание, собрались вместе...
...И один из них,
законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в
законе? (Мф. 22, 34–36).
Опять евангелист
представляет новую причину, по которой
фарисеям надлежало бы умолкнуть, и таким
образом еще более обнаруживает дерзость
их. Как же это? Спаситель уже заградил
уста саддукеев, и фарисеям после этого
надлежало бы замолчать; но вот они опять
приступают к Нему, опять с прежним
злобным намерением заводят с Ним спор
и подсылают к Нему законника — не с тем,
чтобы научиться, но чтобы искусить Его,
и спрашивают: какая первая заповедь?
Они знали, что первая заповедь: Возлюби
Господа Бога твоего, но ожидали, что
Спаситель поправит ее, назвав Себя
Самого Богом, и через то подаст им случай
обвинить Его, а потому и предложили
такой вопрос. Что же отвечает Христос?
Желая показать, что они предлагают этот
вопрос потому, что вовсе не имеют любви,
но истаивают от злобы и снедаются
завистью, Он говорит: Возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем твоим и всею
душою твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39).
Почему же подобна ей? Потому что вторая
пролагает путь к первой и взаимно
поддерживается ею. Ибо всякий, сказано,
делающий злое, ненавидит свет и не идет
к свету (Ин. 3, 20)... А что отсюда происходит?
Развратились, совершили гнусные дела
(там же). И еще: Корень всех зол есть
сребролюбие, которому предавшись,
некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6,
10); и: Если любите Меня, соблюдите Мои
заповеди (Ин. 14, 15). А из всех заповедей
Его главная заповедь: Возлюби Господа
Бога твоего, и ближнего твоего как самого
себя. Итак, если любить Бога — значит
любить ближнего... а любовь к ближнему
имеет плодом своим хранение заповедей,
то истинно сказано: На сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки (Мф.
22, 40).
[7–2–71–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|