О
житейских попечениях и суесловии
Не замечал ли ты, что и
из телесных очей, если они постоянно
бывают в дыму, всегда текут слезы, а на
свежем воздухе, на лугу, при источниках
и в садах они становятся и здоровее, и
острее. То же бывает и с оком душевным.
Если оно питается на лугу духовных
учений, то бывает чистым, ясным и
проницательным, а если погружается в
дым житейских попечений, то непрестанно
будет точить и проливать слезы и в этой,
и в будущей жизни. Подлинно, дыму подобны
дела человеческие. Потому-то некто и
сказал: Исчезли, как дым, дни мои (Пс.
101, 4).
Но пророк хотел этими словами
выразить только мысль о краткости и
непостоянстве жизни человеческой, а я
сказал бы, что их должно разуметь не в
этом только смысле, но и как указание
на мятежность жизни. Действительно,
ничто так не угнетает и не возмущает
душевного ока, как толпа житейских забот
и рой пожеланий; это — дрова для
упомянутого дыма. Подобно тому как
обыкновенный огонь, охватывая вещество
влажное и промокшее, разводит густой
дым, так точно и сильная, пламенная
страсть, завладевая вялой и слабой
душою, производит большой дым. Вот почему
и необходима роса Духа и легкое Его
веяние — чтобы угасить этот огонь,
развеять этот дым и окрылить наш разум.
Невозможно, невозможно никак обремененному
таким злом воспарить к небу. Нет, нам
надобно быть хорошо препоясанными,
чтобы совершить этот путь, а вернее
сказать — и при этом невозможно, если
не возьмем крыльев Духа. Итак, если нам
нужен и легкий ум, и благодать Духа,
чтобы взойти на эту высоту, а у нас ничего
этого нет, если, напротив, мы влачим с
собою только противное и сатанинскую
тяжесть, то как мы можем воспарить, когда
такая тяжесть влечет нас долу? Если бы
кому-нибудь вздумалось на верных весах
взвесить наши слова, то в тысяче талантов
житейских разговоров он едва ли найдет
и сто динариев духовных слов, а вернее
сказать — не найдет и десяти оболов.[7–1–2–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |