***
Притча
преподобного Варлаама о трех друзьях,
символизирующих собой богатство, близких
и добрые дела
“Были, —
говорит в одной из своих притч преподобный
Варлаам, — у одного человека три друга.
Первых двух он особенно любил и до самой
смерти готов был жертвовать для них
всем. К третьему же относился с небрежением
и питал мало расположения.
Но вот
случилось, что к этому человеку являются
от царя воины и с угрозами велят ему
скорее прибыть к царю, чтобы отчитаться
в долге в десять тысяч талантов серебра.
Не имея ничего, чем бы он мог расплатиться,
пошел он искать помощи у своих друзей.
Приходит к первому, рассказывает о своей
беде и просит помочь. Но друг, которого
он так любил, говорит: “Я тебе не друг
и не знаю, кто ты, у меня теперь без тебя
много друзей, и я иду с ними веселиться.
А когда этих не будет, другие появятся.
На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься
в них, а больше от меня ничего не жди.”
Тогда человек пошел к другому своему
другу, которого тоже очень любил, и
сказал: “Вспомни, как я дорожил твоей
дружбой и какой ты от меня сподоблялся
чести. Теперь я нахожусь в скорби и в
великой беде, помоги мне.” Тот отвечал:
“Сегодня я занят, да и сам пребываю в
горе. Пожалуй, провожу тебя немного до
царя, но больше ничего от меня не жди.” Так человек с пустыми руками вернулся
от своих самых близких друзей.
Пошел к
третьему другу, которым он до сих пор
почти что пренебрегал. Вошел к нему с
унылым и пристыженным лицом и сказал:
“Не смею и уст раскрыть, чтобы говорить
с тобой, потому что никакого добра я
тебе не сделал и никакого почтения
никогда не оказал, но пришло и ко мне
горе великое, и не к кому обратиться,
кроме тебя, за помощью. Был у своих
друзей, те отказали мне; если можешь,
помоги сколько-нибудь и забудь мое
пренебрежение к тебе.”
Друг этот отвечал:
“Что же, я, действительно, считаю тебя
близким мне человеком и, помня твое
малое добро, сделанное для меня, теперь
с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я
упрошу царя, и он не предаст тебя в руки
врагов, мужайся, мой возлюбленный, и не
скорби.” Тогда человек со слезами
воскликнул: “Увы мне! Что вперед начну
оплакивать: то ли, что втуне я оказывал
почтение и любовь неблагодарным друзьям,
или небрежение, с которым по неразумию
я относился к истинному и нелицемерному
другу?”
Что значит эта притча?
Первый
друг есть пагубная алчность к наживе и
само тленное богатство, которое покидает
человека, когда он при смерти, и дает
ему только два рубища на погребение:
рубашку и саван.
Второй друг — это
семейные и друзья, которых мы часто
любим до забвения Бога, но и от них при
смерти мало пользы, ибо они проводят
человека только до могилы, а потом среди
своих забот и попечений также позабудут
его.
Третий же друг — это наши добрые
дела, которые, несомненно, станут, так
сказать, ходатаями за нас перед Богом
по разлучении души от тела, умолят за
нас Бога и помогут свободно пройти
воздушные мытарства. Они-то, следовательно,
и суть истинные наши друзья, помнящие
и малое наше благотворение и с лихвой
за них воздающие.” (Прот. В. Гурьев.
Пролог. С. 623).
|