Почему мы и
фарисеи постимся много,
а Твои ученики
не постятся? (Мф. 9, 14)
Итак, когда Христос
совершенно заградил уста фарисеев
доказательствами, заимствованными как
из Писания, так и из обыкновенного
порядка вещей, и они ничего не могли
сказать Ему вопреки,— потому что, обвиняя
Его, сами оказались виновными и
противниками ветхозаветного закона,—
то, оставив Его, они опять начинают
обвинять учеников. Евангелист Лука
говорит, что их обвиняли фарисеи (см.:
Лк. 5, 17), а Матфей приписывает это ученикам
Иоанна. Но вероятно, что и те и другие
обвиняли учеников Христовых. Можно
думать, что фарисеи, не зная, что им
делать, взяли с собою и учеников Иоанна,
как после брали иродиан. Действительно,
ученики Иоанна всегда завидовали Христу
и противоречили Ему и тогда только
смирились, когда Иоанн ввержен был в
темницу; тогда они пришли возвестить
об этом Иисусу, но после опять возвратились
к прежней зависти.
Что ж они говорят? Почему
мы и фарисеи постимся много, а Твои
ученики не постятся? (Мф. 9, 14). Вот та
болезнь, которую Христос, предвидя
могущее произойти от нее зло, врачевал
прежде, говоря: Когда постишься, помажь
голову твою и умой лице твое (Мф. 6,
17). Однако Он не укоряет учеников Иоанна
и не называет их тщеславными и кичливыми,
но со всею кротостью отвечает им, говоря:
не могут сыны чертога брачного поститься,
пока с ними жених (Мф. 9, 15). Когда Христос
защищал других, именно мытарей, то для
утешения сокрушенного духа их сильно
обличал поносителей, а когда укоряли
Его и учеников Его, Он отвечает со всею
кротостью. Смысл же слов, сказанных
учениками Иоанна, следующий: пусть Ты,
как врач, поступаешь так, но для чего
ученики Твои, оставив пост, участвуют
в таких трапезах?
И чтобы более придать
силы обвинению, выставляют в пример,
во-первых, себя, затем фарисеев, желая
через сравнение увеличить вину учеников
Иисуса... Что же отвечает Иисус? Могут
ли печалиться сыны чертога брачного,
пока с ними жених? [7–1–30–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|