Ненавидя
других, мы сами себя наказываем
Смотри, сколько получаешь
ты пользы, перенося безропотно обиды
от врагов: первая и важнейшая — отпущение
грехов; вторая — терпение и великодушие;
третья — кротость и человеколюбие, так
как тот, кто не способен гневаться на
оскорбляющих его, тем более будет кроток
в отношении к любящим его; четвертая —
совершенное истребление гнева, с чем
никакое благо не может сравняться, так
как свободный от гнева, без сомнения,
свободен и от неприятностей, с ним
соединенных, и не проводит жизнь в
напрасных огорчениях и муках. Не умеющий
враждовать не знает и печали, но
наслаждается радостью и другими
бесчисленными благами. Итак, ненавидя
других, мы сами себя наказываем, равно
как любя других, благодетельствуем сами
себе. Притом тебя будут уважать все,
даже и сами враги, хотя бы они были
демоны; вернее же сказать, поступая
таким образом, ты уже не будешь иметь и
врага. Но что всего важнее, ты приобретешь
милосердие Божие. Если ты согрешил,
получишь прощение грехов своих; если
прав, получишь большее дерзновение к
Богу.
Итак, не будем питать
ненависти ни к кому, чтобы и самим
заслужить любовь от Бога, и тогда, хотя
бы мы десятью тысячами талантов были
должны, Он умилосердится над нами и
помилует нас. Но ты обижен ближним?
Потому-то и будь снисходителен к нему,
не питай ненависти, плачь и рыдай, а не
презирай его: ведь не ты прогневал Бога,
но он, а ты, перенесши обиду, поступил
достохвально. Припомни, что и Христос,
идя на крестную смерть, о Себе радовался,
а о распинателях Своих плакал: подобным
образом и нам надлежит поступать. Чем
более нас обижают, тем более мы должны
оплакивать обидевших нас; для нас отсюда
происходит великое благо, для них же,
напротив, великое зло. Но ближний тебя
обидел при всех и даже ударил? Это значит
лишь, что он при всех обесчестил и
посрамил самого же себя и тысячу
обвинителей вооружил против себя, тебе
же, напротив, приготовил многие венцы
и дал многих глашатаев твоего великодушия.
[7–2–61–4,
5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|