О милосердном
царе и безжалостном должнике
Слушайте, безжалостные
и жестокие! Вы жестоки не для других, но
для самих себя. Когда ты питаешь злобу,
то знай, что ты питаешь ее к самому себе,
а не к другому, обременяешь самого себя
грехами, а не ближнего. Что бы ты ни делал
последнему, все это сделаешь как человек,
и притом в настоящей только жизни, но
Бог не так поступит: Он подвергнет тебя
большему и вечному мучению в жизни
будущей. Отдал его истязателям, пока не
отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34), то есть
навсегда, потому что он никогда не будет
в состоянии заплатить своего долга.
Если благодеяние тебя не сделало лучшим,
то остается исправлять тебя наказанием.
Хотя благодеяния и дары Божии непреложны,
но злоба так усилилась, что нарушила и
этот закон.
Итак, что хуже памятозлобия,
когда оно может лишить нас столь великого
дара Божия? Господин не только предал
раба своего мучителям, но и прогневался
на него. Когда он приказывал его продать,
то приказание дано было без гнева.
Потому-то он не исполнил последнего, и
это служит яснейшим доказательством
его человеколюбия. Но теперь делается
определение с великим негодованием,
определение мести и наказания.
Итак, что означает эта
притча? Так и Отец Мой Небесный поступит
с вами, если не простит каждый из вас от
сердца своего брату своему согрешений
его (ст. 35). Не говорит: Отец ваш, но: Отец
Мой,— потому что недостойно называться
Богу Отцом столь лукавого и столь
человеконенавистного раба.
Итак, требование
Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали
свои грехи и чтобы прощали другим.
Чувствовать свои грехи нужно для того,
чтобы удобнее было прощать их другим...
Если ты будешь рассудителен и любомудр,
то зло обратится на главу оскорбившего,
и он жестоко пострадает. [7–2–61–4, 5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|