Горе вам,
книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете
домы вдов и лицемерно долго молитесь:
за то примете
тем большее осуждение
(Мф. 23, 14)
Этими словами Спаситель
начинает обличать книжников и фарисеев
в том, что они пресыщались и, что еще
ужаснее, наполняли чрево свое не от
имущества богатых, но от стяжания вдов
и таким образом еще более увеличивали
их бедность вместо того, чтоб облегчить
ее. Они не просто ели, но поедали. И это
корчемство еще прикрывали самым низким
лукавством: лицемерно долго молитесь.
Всякий делающий зло заслуживает
наказания; кто же, приняв на себя образ
благочестия, употребляет его для
прикрытия своих злых дел, тот подлежит
гораздо более жестокому наказанию.
Почему же Спаситель совсем не лишал
сана книжников и фарисеев? Потому что
не пришло еще время. Вот почему Он и
оставил их до времени. А обличая их, Он
предохраняет народ от обольщения, чтобы
он, смотря на высокий сан книжников, не
увлекся к подражанию им. Так как прежде
Он сказал: Все, что они велят вам соблюдать,
соблюдайте, то теперь, чтобы неразумные,
основываясь на этих словах, не подумали,
что им позволяется все, показывает, в
чем книжники извращают закон. Горе вам,
книжники и фарисеи, лицемеры, что
затворяете Царство Небесное человекам,
ибо сами не входите и хотящих войти не
допускаете (ст. 13). Если виновен тот, кто
не приносит пользы, то как может ожидать
прощения тот, кто причиняет ближним
вред и заграждает им вход?
Что же значат слова
хотящих войти? Они означают способных.
Когда надлежало что-нибудь предписывать
другим, тогда книжники возлагали бремена
неудобоносимые; а когда самим им должно
было исполнять что-нибудь из предписываемого
законом, тогда они поступали совершенно
иначе: не только ничего ни делали сами,
но, что гораздо пагубнее, развращали
еще и других. [7–2–73–2]
По: Лопухин
А.П. Жизнь и труды…
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |