День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).
О происхождении чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, которая
находилась в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого, в житии
преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее.
Некий благочестивый киевлянин, построивший в Киевском Подоле церковь,
пожелал украсить ее семью большими иконами, написанными преподобным
Алипием–иконописцем. Он обратился к двум монахам Киево-Печерского
монастыря с просьбой поспособствовать ему в этом благом деле. Когда эти
два инока согласились договориться с иконописцем, заказчик дал им
серебра и подготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили
себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Несколько раз от имени
Алипия монахи требовали от заказчика денег и, наконец, сказали, что
печерский иконописец отказывается писать иконы. Тогда киевлянин явился с
жалобой на Алипия к игумену монастыря преподобному Никону. Призванный
для ответа Алипий уверял, что ему ничего не известно о заказе, но игумен
не поверил и приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же
доски были принесены, то все с удивлением увидели на них святые образы.
Столь чудесное событие послужило явным доказательством невиновности
преподобного Алипия-иконописца и изобличило клеветников.
На одной из икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с
Богомладенцем, а на остальных – лики святых. Господь Сам показал, что
все эти иконы – чудотворные: весь киевский Подол был охвачен пожаром,
уничтожившим и ту церковь, для которой предназначались святые иконы. Но
они, к радости верующих, были найдены в пепле ничуть не пострадавшими от
огня.
Весть об этом чудесном событии достигла великого киевского князя
Владимира Мономаха. Он сам прибыл на место пожара и лично убедился в
целостности икон. Великий князь взял «едину икону, святую Богородицю, и
посла в град Ростов». Поликарп, автор повести о преподобном Алипии,
пишет: «икона эта и доныне цела, я сам видел ее. И вот, что при мне
произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной
и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а
икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней». Находился
святой образ Богородицы с Младенцем Иисусом в каменной церкви,
построенной в честь Успения Богоматери в Ростове Великом. Здесь эта
святая икона неоднократно была прославлена чудесами.
Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась
невредимой. Несколько раз страшные пожары сильно повреждали всю
церковную утварь и иконы, но чудотворная икона Богоматери никогда не
страдала от огня.
Святой образ был украшен серебряным с позолотой окладом. На последнем
сделана надпись, в которой икона и называется «Владимирской».
Согласно литературным источникам XIX века, эта икона дошла до начала XX
века и является единственным достоверным произведением первого русского
иконописца преподобного Алипия Печерского.
В настоящее время в Успенском соборе Ростова Великого находятся списки чудотворной иконы. Сам чудотворный образ Ростовской Владимирской иконы Пресвятой Богородицы сегодня является экспонатом Ростовского музея.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >> |