Итак, взяв
верховных апостолов, возвел их на гору
высокую одних,
и преобразился перед ними...
...и просияло лице Его,
как солнце, одежды же Его сделались
белыми, как свет. И вот, явились им Моисей
и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 1–3).
Почему Христос берет
только этих учеников? Потому что они
превосходили прочих: Петр — сильной
любовью к Иисусу, Иоанн — особенной
любовью к нему Иисуса, а Иаков — ответом,
который он дал вместе с братом своим:
можем испить чашу (см.: Мф. 20, 22), и не
одним ответом, но и делами — как другими,
так и теми, которыми он оправдал свои
слова... Для чего же Иисус не тотчас
возводит их? Для того, чтобы прочие
ученики не пришли в смущение. Потому же
Он не говорит даже и об именах тех,
которые взойдут с Ним на гору. В противном
случае прочие ученики сильно пожелали
бы следовать за Ним, чтобы видеть образ
будущей славы, и восскорбели бы, как
будто презренные. Хотя Христос намеревался
показать славу Свою и чувственным
образом, однако же и это было для них
вожделенно...
Для чего же тут являются
Моисей и Илия? На это можно много
представить причин. И, во-первых, так
как одни из народа почитали Христа за
Илию, другие за Иеремию, иные за какого-либо
из древних пророков, то и являются
главные пророки, чтобы видно было
различие рабов от Господа и то, что Петр
справедливо похвален за исповедание
Христа Сыном Божиим. Можно указать далее
и вторую причину. Иудеи часто обвиняли
Христа в преступлении закона и в
богохульстве — будто бы Он похищал
славу Отца, Ему не принадлежащую...
поэтому, чтобы показать, что оба обвинения
произошли от зависти, а Он свободен и
от того и от другого (то есть что Он ни
закона не преступил, ни славы, не
принадлежащей Ему, не присвоил, называя
Себя равным Отцу), Он представляет мужей,
прославившихся и исполнением закона,
и ревностью к славе Божьей. [7–2–56–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|