Притча о двух
сыновьях
Когда же они, не понимая
цели притчи, произнесли приговор, тогда
Он уже открывает им сам смысл притчи и
говорит: Мытари и блудницы вперед вас
идут в Царство Божие, ибо пришел к вам
Иоанн путем праведности, и вы не поверили
ему, а мытари и блудницы поверили ему;
вы же, и видев это, не раскаялись после,
чтобы поверить ему (Мф. 21, 31–32). Если
бы Он просто сказал: блудницы прежде
вас войдут в Царство Божие, то Его слова
показались бы им тяжкими, но теперь,
когда сами они объявили свое мнение,
то слова Его для них кажутся не такими
тяжкими. Для этого же Он приводит и
причину. Какую же? Пришел к вам Иоанн,
говорит Он,— а не к ним, и притом — путем
праведности. Вы не можете обвинять его,
как человека нерадивого и бесполезного.
Он вел и жизнь безукоризненную, и имел
большую попечительность; однако вы не
послушали его. <...>
Иоанн пришел к вам — и
вы не приняли его; он не приходил к
мытарям — и они приняли его, а вы не
вразумились их примером. Заметь, как
много доказательств является к похвале
мытарей и осуждению иудеев. К вам пришел
Иоанн, говорит Он, а не к ним; вы не
поверили — это их не соблазнило; они
поверили — это вам не принесло пользы.
Слова же вперед вас (или предварит) не
потому сказаны, что иудеи последуют
мытарям, но что и они, если захотят, могут
войти в Царствие Божие. Подлинно, ничто
так не возбуждает грубых людей, как
ревность. Поэтому Христос всегда говорит:
последние будут первыми и первые
последними. Для того и представляет Он
в пример блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали.
Грех блудниц и грех мытарей — два
величайших греха, происходящих от грубой
любви: в первом случае — к телу, в
последнем — к деньгам. Притом Христос
научает, что верить Иоанну — значит
истинно повиноваться закону Божию.
Итак, блудницы входят в Царствие Божие
не по одной благодати, но и по правде,
потому что входят они уже не как блудницы,
но как послушные и верующие, чистые и
переменившиеся. [7–2–67–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|