И спросили Его
ученики Его: как же книжники говорят,
что Илии надлежит придти прежде? (Мф.
17, 10)
Итак, ученики узнали
об этом не из Писаний, но им открыли
книжники, и молва об этом носилась в
простом народе, как и о Христе… Писание
говорит о двух пришествиях Христа, о
бывшем и будущем. И Павел, указывая на
оба пришествия, сказал: Явилась благодать
Божия, спасительная для всех человеков,
научающая нас, чтобы мы, отвергнув
нечестие и мирские похоти, целомудренно,
праведно и благочестиво жили в нынешнем
веке (Тит. 2, 11–12). Вот одно пришествие;
послушай, как и о другом говорит. Сказавши
эти слова, он присовокупил: ожидая
блаженного упования и явления славы
великого Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа (ст. 13). Также и пророки о том и
другом упоминают; они говорят, что
предтечею одного из них, именно второго,
будет Илия, а первого был Иоанн, которого
Христос называет Илиею — не потому, что
бы он был Илия, но потому, что он совершал
служение Его. Как Илия будет предтечею
второго пришествия, так Иоанн был
предтечею первого. Но книжники, сливая
то и другое и развращая народ, упоминали
пред народом об одном только втором
пришествии и говорили, что если Этот
— Христос, то Илия должен предварить
Его своим приходом. Потому и ученики
говорят: Как же книжники говорят, что
Илии надлежит придти прежде? По той же
причине фарисеи посылали к Иоанну и
спрашивали: Что же? ты Илия? — вовсе не
упоминая о первом пришествии.
Какой же ответ дал
Христос? Илия точно придет тогда, пред
вторым Моим пришествием, но и ныне пришел
Илия,— называя этим именем Иоанна. Этот
Илия пришел. А если ты спрашиваешь о
фесвитянине, то он придет; потому и
сказал: Илия должен придти прежде и
устроить все. Что такое — все? То, о чем
сказал пророк Малахия: Пошлю к вам Илию
пророка... И он обратит сердца отцов к
детям… чтобы Я, придя, не поразил земли
проклятием (Мал. 4, 5–6). Видишь
точность пророческого изречения![7–2–57–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|