Притча о
талантах
Итак, из всего видно,
что притча эта сказана как для тех,
которые в первом возрасте жизни своей,
так и для тех, которые в старости и позже
начали жить добродетельно: для первых
— чтобы они не возносились и не упрекали
тех, кто пришел в одиннадцатый час; для
последних — чтобы они познали, что и в
короткое время можно все приобрести.
Так как раньше Господь говорил о великой
ревности, об оставлении имений и о
пренебрежении всем находящимся на
земле, а для этого потребно великое
мужество и юношеская ревность, то, чтобы
возжечь в слушателях пламя любви и волю
сделать твердой, Он показывает, что и
после пришедшие могут получить награду
за целый день. Этого, впрочем, Он не
говорит, чтобы они опять не возгордились,
но показывает, что все зависит от Его
человеколюбия, по которому и они не
будут отвергнуты, но будут удостоены
вместе с другими неизреченных благ. И
это-то составляет главную цель настоящей
притчи. Если далее Он присовокупляет:
Так будут последние первыми, и первые
последними, ибо много званых, а мало
избранных (Мф. 20, 16), то не удивляйся
этому. Это Он высказывает не как
заключение, выведенное из притчи, а
утверждает лишь то, что как сбылось
одно, так сбудется и другое. Здесь первые
не сделались последними, но все получили
одну награду, сверх всякой надежды и
ожидания. Но как здесь, сверх чаяния и
надежды, сбылось то, что последние
сравнялись с первыми, так сбудется и
еще большее и удивительнейшее, то есть
что последние окажутся впереди первых,
а первые останутся за ними.
Итак, одно выражает
притча, другое — послесловие. Кажется
мне, что Он указывает здесь на иудеев и
на тех из верных, которые, просияв сначала
добродетелью, после нее вознерадели и
опять обратились к пороку; равно как и
на тех, которые, удалившись от беззакония,
многих превзошли добродетелями. И
действительно, мы видим, что такие
перемены случаются и в вере, и в образе
жизни. [7–2–64–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|