Если же согрешит
против тебя брат твой, пойди и обличи
его
между тобою и им одним; если
послушает тебя, то приобрел
ты брата твоего (Мф. 18, 15)
Он повелевает их
обличать, но обличать только наедине,
чтобы обличение в присутствии многих
свидетелей не показалось слишком тяжким
и обличаемый, вместо того чтобы
исправиться, не сделался еще наглее.
Потому и говорит: Обличи его между тобою
и им одним; если послушает тебя, то
приобрел ты брата твоего. Что же это
значит: если послушает? Если осудит
самого себя, если сознается в своем
грехе. То приобрел ты брата твоего. Не
сказал: ты достаточно отмстил ему, но:
приобрел ты брата твоего,— показывая,
что от вражды происходит вред тому и
другому. Не сказал: он получил пользу
только для себя, но: и ты со своей стороны
приобрел его. А этим показал, что и тот
и другой прежде того много теряли: один
терял брата, а другой — собственное
спасение.
Тому же учил Он и тогда,
когда сидел на горе: то оскорбившего Он
посылал к оскорбленному и говорил: если
ты, предстоя алтарю, там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя…
пойди прежде примирись с братом твоим
(Мф. 5, 23–24); то оскорбленному повелевал
простить ближнего: Прости нам долги
наши, как и мы прощаем должникам нашим
(Мф. 6, 12),— так Он учил говорить в молитве.
Здесь же употребляет и другой способ:
не оскорбившего посылает Он к
оскорбленному, а последнего к первому.
Так как оскорбивший, от стыда, неохотно
бы пошел просить прощения, то он посылает
к нему оскорбленного, и посылает его с
тем именно намерением, чтобы исправить
происшедшее между ними расстройство,
и не говорит: обвини, или укори, или
потребуй на него суда и наказания; но
только: обличи... Слово обличи не другое
что значит здесь, как: напомни ему о
грехе и скажи ему о том, что ты от него
претерпел. Если это будет сделано как
должно, то ты сделаешь два дела: и себя
будешь оправдывать, и другого склонять
к примирению… [7–2–60–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|