Святитель
Иоанн Златоуст:
служение на
первосвятительской кафедре
Благоустроив внешнюю
и внутреннюю жизнь Константинопольской
Церкви, святой Иоанн направил свои
усилия на распространение истины веры
Христовой среди тех, которые еще пребывали
во тьме и сени смертной. Хотя язычество
было сломлено и с погибелью Юлиана
Отступника потеряло свою последнюю
опору, однако искра жизни в нем еще
теплилась и по временам даже вспыхивала
зловещим пламенем. Последователи Юлиана
и ученики различных языческих софистов
вроде Ливания не хотели расстаться с
мечтой о восстановлении язычества, и
до какой степени была жива эта мечта,
показывает то замечательное явление,
что среди язычников широко распространено
было убеждение, что старые боги должны
вскоре ожить и восторжествовать над
Христом.
На Востоке язычество
пользовалось большей свободой, и в Сирии
продолжали беспрепятственно совершаться
даже сладострастные и гнусные празднества
маиюмские, названные так по одному
языческому капищу близ Газы. <...>
Святой Иоанн Златоуст
восставал против этих празднеств, еще
будучи пресвитером в Антиохии, но теперь,
в качестве архиепископа столицы, он не
преминул нанести решительный удар по
этой гнусности, и под его несомненным
влиянием маиюмские празднества были
запрещены. Этот случай дал архиепископу
повод обратить внимание вообще на
Финикию, которая продолжала оставаться
одним из главных оплотов язычества.
Было печально видеть, что почти у самого
подножия знаменитых престолов в Антиохии
и Александрии, и притом в пределах земли
обетованной, главным образом и ютилось
язычество, давно искорененное в других
местах. И святитель снарядил особую
миссию для искоренения язычества и там
и не переставал глубоко интересоваться
этим делом до самой своей кончины.
По: Лопухин
А.П. Жизнь и труды…
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|