Преподобный Андрей Рублев — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи 15-го века.
Преподобный Андрей родился около 1360-1370 гг., умер 14 июля 1428 года в Москве. По одной версии происходил из образованных кругов, по другой - из ремесленной, о чем свидетельствует прозвище Рублев (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож). Отца его, возможно, звали Иваном. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).
Творчество Андрея Рублёва сложилось на почве художественных традиций
Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским
художественным опытом и отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его
творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св.
Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и упоминается первый раз в летописи в 1405 году, в записи о росписи Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем(эти фрески не сохранились). Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями:
Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем.
Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в
высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как
историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его
подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе
со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце
своем и по его отшествии, получил откровение о прославлении
своего духовного брата в Царствии Небесном.
Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ
Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в
иконописании.
В своих произведениях преподобный воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и
нравственной силы. Эти качества присущи иконам Звенигородского
чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
В конце XIV — начале XV века (по другим исследованиям, около 1412 года) он создал свой шедевр — икону чудотворный образ
Пресвятой Троицы (Третьяковская галерея). Традиционный сюжет мастер наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от
традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную
чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды
среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) отсылают нас к образу Иисуса Христа. Двое из сидящих за
столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в
облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не
наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам.
Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все
это — указания на первое лицо Святой Троицы, Бога Отца. Наконец, ангел с правой
стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась
Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько
символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом
воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с
чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной
среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой
Дух).
В 1408 году Андрей Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его трёхъярусного иконостаса,
ставшего важным этапом формирования системы высокого русского
иконостаса. Наиболее значительна
композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в
светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную
ценность человека. Работы св Андрея Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Св. Андрей умер во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Свято-Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1988 году канонизирован поместным собором Русской Православной церкви в лике преподобных.
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол
Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть
приписаны Андрею Рублёву.
|