О чистоте
души
Итак, познаем, что
оскверняет человека, познаем — и будем
избегать того! Мы видим, что многие в
церкви строго соблюдают обыкновение
приходить в чистых одеждах и с обмытыми
руками, а о том, чтобы с чистою душою
предстать Богу, нимало не заботятся.
Говоря это, я не запрещаю умывать руки
или лицо, но желаю, чтобы умывали их так,
как должно — не водою только, но вместо
воды убеляли добродетелями. Нечистоту
уст составляют: злословие, хула,
ругательство, гневные слова, срамословие,
смех, насмешки. Поэтому если ты сознаешь,
что ничего подобного не говорил и не
осквернил себя такою нечистотою, то
приходи смело. Если же ты тысячекратно
допускал себя осквернять этим нечистотам,
то что трудишься напрасно омывать язык
водою, осквернив его пагубною и вредоносною
нечистотою?
Скажи мне: осмелился
ли бы ты молиться, если бы замарал руки
в навозе или в грязи? Никак. Между тем
это не причинило бы тебе никакого вреда,
а то осквернение пагубно. Итак, для чего
ты в делах безразличных опаслив, а в
том, что запрещено, нерадив? Что же,
скажешь ты, или не должно молиться?
Должно, только надобно быть чистым и
неоскверненным. Но что, скажешь, если я
прежде осквернил себя? Очистись. Каким
же образом? Плачь, стенай, раздавай
милостыню; извинись перед обиженным и
через то примирись с ним; очисти язык,
чтобы более не раздражать Бога. Если бы
кто измаранными в грязи руками держал
тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не
только не стал бы слушать его, но и
оттолкнул бы ногою. Как же ты сам дерзаешь
в такой нечистоте приступать к Богу?Язык молящихся есть рука,
которою мы обнимаем колена Божии…
Итак, не оскверняй
языка! Иначе, как он будет за тебя
молиться, когда не будет иметь дерзновения?
Укрась его кротостью и смирением, сделай
его достойным призываемого тобою Бога,
наполни благословением и многою
милостынею,— можно ведь и словами
творить милостыню. [7–2–51–4, 5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|