Зачем и вы
преступаете заповедь Божию ради
предания
вашего? (Мф. 15, 3)
Книжники и фарисеи были
рассеяны по всем коленам и разделены
на двенадцать частей, но те из них,
которые жили в главном городе, были
гораздо злее прочих, так как большею
пользовались честью и более надмевались.
Смотри же, как они и самым вопросом своим
уловляются. Они не говорят: почему
ученики Твои преступают закон Моисеев,
но — почему нарушают предание старцев?
Отсюда видно, что священники много
вводили нового, хотя Моисей под страхом
великого наказания и со многими угрозами
запрещал им что-либо прилагать к закону
или отнимать от него, говоря: Не прибавляйте
к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте
от того (Втор. 4, 2). И тем не менее они
вводили новые постановления, каково
было и то, что не должно есть неумытыми
руками... Тогда как иудейскому народу
надлежало уже оставить прежние
постановления, они навязывали ему еще
более, опасаясь лишиться власти и желая,
чтобы их тем более страшились, что они
и сами законодатели. От этого дело дошло
до такого нечестия, что их заповеди
сохраняли, а Божии нарушали; и столь
велика была власть их, что это не
почиталось уже и преступлением…
Но сперва следует
рассмотреть, почему ученики ели неумытыми
руками. Итак, почему же они так поступали?
Это они делали не с намерением, но потому,
что презирали уже излишнее и заботились
об исполнении необходимого. Они не
считали законом [ни] умываться, ни
оставаться неумытыми, но поступали так
или иначе, как случалось… Что же Христос?
Он не стал ни порицать, ни защищать
поведения учеников, но на обвинение
фарисеев и Сам отвечал обвинением,
унимая дерзость их и показывая, что
согрешающий в великих делах не должен
с такою заботливостью подмечать в других
маловажные проступки. Он не упоминает
вовсе о старцах, но в обличении,
направленном против одних, низлагает
и других и показывает, что они вдвойне
грешат, не покоряясь Богу и угождая
людям. [7–2–51–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |