И, когда окончил
Иисус притчи сии, пошел оттуда
(Мф. 13, 53)
Для чего присовокуплено:
сии? Для того, что Господь намеревался
сказать еще другие притчи. А для чего
переходит Он на другое место? Для того,
что хочет сеять слово повсюду. И, придя
в отечество Свое, учил их в синагоге их
(Мф. 13, 54). Какое же отечество Христа
разумеет здесь евангелист? Думаю, что
Назарет, потому что сказано: не совершил
там многих чудес (Мф. 13, 58). В Капернауме
же Господь творил чудеса, почему и
сказал: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
до ада низвергнешься, ибо если бы в
Содоме явлены были силы, явленные в
тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11, 23). Но, придя в Назарет, Христос
оставляет чудеса, чтобы не возжечь в
иудеях большей зависти и чтобы не осудить
строже за умножившееся неверие, а взамен
того предлагает учение, не менее чудес
чудное. Но люди, до крайности бессмысленные,
когда надлежало дивиться и изумляться
силе слов Христовых, вместо того унижают
Христа по мнимому отцу Его, хотя в прежние
времена много имели тому примеров, что
у незнатных родителей бывали знаменитые
дети. Так, Давид был сыном одного
незначительного земледельца — Иесея,
а Амос, родившись от пастуха коз, и сам
был также пастухом коз. И у Моисея,
законодателя, отец был гораздо его ниже.
Следовательно, и перед
Христом должно было благоговеть и прийти
в изумление потому наиболее, что, имея
таких родителей, говорил необычайное.
Это ясно показывало в Нем не человеческое
обучение, но Божественную благодать.
Но чему надлежало удивляться, за то
презирают. Между тем Господь постоянно
ходит в синагоги, чтобы за всегдашнее
пребывание в пустыне не стали еще
бесславить Его как раскольника и врага
общества. Итак, дивясь и недоумевая,
иудеи говорили: Откуда у Него такая
премудрость и силы? (Мф. 13, 54) — называя
силами или чудеса, или самую премудрость.
Не плотников ли Он сын? (Мф. 13, 55). В этом-то
и величие чуда; это-то особенно и
изумительно. [7–2–48–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |