О насущной
пользе чтения Священного Писания
Видишь ли, что Христос
не исключает Ветхий Завет, но хвалит и
превозносит, называя его сокровищем?
Итак, несведующие в Божественных писаниях
не могут быть названы людьми домовитыми:
они и сами у себя ничего не имеют, и от
других не заимствуются, но, томясь
голодом, нерадят о себе. Впрочем, не они
только, но и еретики лишены этого
блаженства, потому что из сокровища
своего не выносят ни старого, ни нового.
У них даже нет старого, а потому нет и
нового...
Итак, все мы, нерадящие
о чтении Писаний, послушаем, какой терпим
от этого вред и какую скудность. В самом
деле, когда мы приведем в благоустройство
дела свои, если не знаем тех самых
законов, по которым должно приводить
их в благоустройство? Богачи, влюбленные
до безумия в богатство, часто выколачивают
свои одежды, чтобы их не подъела моль.
А ты, видя в себе забвение губительнее
моли, повреждающее твою душу, не прибегаешь
к Писанию, не истребляешь в себе язвы,
не украшаешь своей души, не вглядываешься
пристально в образ добродетели, не
рассматриваешь членов и ее главы. И
действительно, добродетель имеет и
главу и члены, благолепнейшие всякого
стройного и красивого тела.
Что такое, спросишь,
глава добродетели? Смиренномудрие.
Потому и Христос начинает со смиренномудрия,
говоря: Блаженны нищие (Мф. 5, 3). Вот глава
добродетели! Она не имеет ни волос, ни
кудрей, но так прекрасна, что привлекает
Самого Бога. На кого, говорит, Я призрю:
на смиренного и сокрушенного духом и
на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66,
2). И еще: Глаза мои на кротких (верных)
земли? (Глаза мои на верных земли) (Пс.
75, 10; 100, 6). И еще: Близок Господь к
сокрушенным сердцем (Пс. 33, 19). Глава эта,
вместо волос и косы, приносит жертвы,
благоприятные Богу: она — золотой
жертвенник и духовный алтарь. Жертва
Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Она —
матерь премудрости. Кто ее имеет, тот и
все прочее иметь будет. [7–2–47–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|