Изъяснение
притчи о плевелах
И приступают ученики
Его с вопросом о притче плевел (см.: Мф.
13, 36). Доселе хотя они и желали узнать,
но боялись спрашивать. Откуда же теперь
явилась у них смелость? Они слышали, что
вам дано знать тайны Царствия Небесного
(Мф. 13, 11), и осмелились... Но почему, оставив
притчу о закваске и о горчичном семени,
они спрашивают именно о притче плевел?
Те притчи оставлены ими как вразумительнейшие.
Изъяснение же этой притчи желают слышать
потому, что она имеет близкое отношение
к сказанной перед нею, причем намекает
на нечто большее, чем прежняя (Христос
не сказал бы одной и той же притчи
дважды). Они видели уже, что в последней
притче заключается великая угроза.
Потому и Господь не только не укоряет
их, но и пополняет сказанное прежде. И
о чем неоднократно замечал я: что притчи
не должно принимать буквально, иначе
можно прийти ко многим несообразностям,—
тому же самому и Господь научает теперь
нас, в изъяснении притчи отступая от
буквы. Он не говорит, кто таковые пришедшие
к господину рабы. Но, давая разуметь,
что они введены только для сообразности
и полноты изображения, опускает эту
часть притчи и изъясняет только нужнейшее
и самое существенное — то самое, для
чего притча произнесена, дабы показать
именно, что Он есть Судия и Господь
вселенной. Сказал им, говорит евангелист,
в ответ: сеющий доброе семя есть Сын
Человеческий; поле есть мир; доброе семя
— это сыны Царствия, а плевелы — сыны
лукавого; враг, посеявший их, есть диавол;
жатва есть кончина века, а жнецы суть
Ангелы. Посему как собирают плевелы и
огнем сжигают, так будет при кончине
века сего: пошлет Сын Человеческий
Ангелов Своих, и соберут из Царства Его
все соблазны и делающих беззаконие, и
ввергнут их в печь огненную; там будет
плач и скрежет зубов; тогда праведники
воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.
Кто имеет уши слышать, да слышит! (ст.
37–43). Итак, если Сам Он есть Сеятель,
сеет на собственном поле и со Своего
Царства собирает, то ясно, что настоящий
мир Ему принадлежит.
[7–2–47–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|