Притча о
человеке, посеявшем доброе семя
Какая разность между
этой притчею и предыдущею? Там Спаситель
говорил о людях, которые без внимания
Его слушали, а отойдя, и самое семя
бросили; здесь же разумеет еретические
сонмища... Первая притча показывала, что
слово Его не принято, а второю дается
знать, что вместе со словом приняты и
вредящие слову. Таково одно из ухищрений
диавола, что он к самой истине всегда
примешивает заблуждение, прикрашивая
его разными подобиями истины, чтобы тем
легче обмануть легковерных. Вот почему
и Господь называет посеянное врагом не
другим каким семенем, а плевелами,
которые с виду походят несколько на
пшеницу.
Далее объясняет способ
злоумышления: когда же, говорит, люди
спали (Мф. 13, 25). Не малою опасностью
угрожает Он здесь начальникам, которым
преимущественно вверено хранение нивы
— впрочем, не одним начальникам, но и
подначальным. Данными словами Он
показывает и то, что заблуждение приходит
после истины, как о том свидетельствует
и действительный опыт. В самом деле,
после пророков — лжепророки, после
апостолов — лжеапостолы, после Христа
— антихрист. Да и диавол, пока не видит,
к чему можно подделаться или над кем
ухитриться, ничего не начинает, даже не
знает, как приступить к делу. Так и
теперь, приметив уже, что одно во сто
крат, а другое в шестьдесят, иное же в
тридцать, он избирает для себя новый
путь. Так как он не мог ни похитить
укоренившегося, ни заглушить, ни пожечь,
то вымышляет другого рода обман, именно
— всевает собственные семена.
Но чем же, скажешь,
спящие отличаются от уподобленных пути?
Тем, что там диавол похитил посеянное
мгновенно, не дал ему даже и укорениться,
а здесь ему потребовалось для обольщения
больше хитрости. Указывая на это, Христос
научает нас непрестанно бодрствовать.
Потому-то и сказал Он: Претерпевший же
до конца спасется (Мф. 10, 22)… [7–2–46–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|