И, приступив,
ученики сказали Ему:
для чего
притчами говоришь им?..
...Он сказал им в ответ:
для того, что вам дано знать тайны
Царствия Небесного, а им не дано (Мф.
13, 10–11).
Вам, говорит Он, дано
знать тайны Царствия Небесного, а им не
дано. Он это сказал, не указывая на
какую-либо необходимость или на простое
и случайное некоторых избрание, но
показывая, что слушающие сами причиною
всех зол, и вместе желая открыть, что
разумение тайн Царствия есть дар
благодати, ниспосылаемой свыше. Впрочем,
хотя это и дар, однако этим не уничтожается
свобода, как видно из последующих слов.
А чтобы одни не предались отчаянию, а
другие беспечности, слыша, что им дано
разуметь тайны Царствия, смотри, как Он
показывает и тем и другим, что это
первоначально зависит от нас: Ибо кто
имеет, говорит Он, тому дано будет и
приумножится, а кто не имеет, у того
отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12; ср.:
25, 29).
Хотя эти слова довольно
неясны, но они заключают в себе
непререкаемую правду. Они означают то,
что, кто сам желает и старается приобрести
дары благодати, тому и Бог дарует все,
а в ком нет этого желания и старания,
тому не принесет пользы и то, что он
имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих.
У того отнимется, говорит, и то, что
имеет. Это не то значит, что Бог отнимает
у него, но что не удостаивает его даров
Своих. Так поступаем и мы. Когда видим,
что кто-нибудь слушает нас рассеянно и
при всех убеждениях наших остается
невнимательным, наконец перестаем
говорить, потому что если мы будем
настаивать, то беспечность его еще более
усилится. Напротив, кто с ревностью
слушает учение наше, того мы завлекаем
в разговор и многое ему сообщаем.
И
справедливо сказано: и то, что имеет,
потому что такой человек и этого не
имеет.
[7–2–45–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |