Кому уподоблю
род сей?..
Он подобен детям,
которые сидят на улице и, обращаясь к
своим товарищам, говорят: мы играли вам
на свирели, и вы не плясали; мы пели вам
печальные песни, и вы не рыдали. Ибо
пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят:
в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест
и пьет; и говорят: вот человек, который
любит есть и пить вино, друг мытарям и
грешникам (Мф. 11, 16–19).
Смысл этих слов следующий:
Я и Иоанн пришли противоположными путями
и поступили подобно ловцам, которые,
желая поймать неудоболовимого зверя с
двух противоположных сторон, становятся
друг против друга, каждый на своем пути,
и гонят его от себя, чтобы таким образом
он непременно попал в руки того или
другого... Для того-то и устроено было,
что Иоанн от самого младенчества приучен
был к столь суровой жизни, чтобы и через
это сделать проповедь его достойною
веры. Но почему же, скажешь ты, сам Иисус
не избрал этого пути? Напротив, и Он шел
этим путем, когда постился сорок дней
и обходил страны, уча и не имея (где главы
преклонить). Впрочем, Он и другим путем
шел к той же цели и получал пользу от
того, которым шел Иоанн, потому что
получить свидетельство от человека,
идущего путем жизни строгой, значило
то же, что и самому идти этим путем, или
даже и более. Притом Иоанн ничего более
не показал, кроме строгого образа жизни,
так как Иоанн не совершил ни одного
знамения, а Спаситель свидетельствовал
о Себе и знамениями, и чудесами. Таким
образом, предоставив Иоанну блистать
постом, Сам избрал путь противный:
участвовал в трапезах мытарей, вместе
с ними ел и пил.
Теперь спросим иудеев:
что скажете вы о посте? Хорош он и
похвален? Если так, то вам надлежало
повиноваться Иоанну, принимать его и
верить словам его. Тогда слова его
привели бы вас к Иисусу. Или пост тяжек
и обременителен? Тогда вам надлежало
повиноваться Иисусу и верить Ему, как
идущему путем противным. Тот и другой
путь мог привести вас к Царству. [7–1–37–3,
4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |